Программы курсов
  Зарубежная литература XX в.
     
Библиотека
Кафедра
Лица
Учеба
Наука
Обратная cвязь
 
   
Литература к курсу





Первая половина ХХ в.


Вторая половина XX в.
Зарубежная литература XX в. (для романо-германского и классического отделений)



От переходной эпохи конца ХIX – начала ХХ вв. к ХХ веку. Мировая война 1914 года. Общий кризис основополагающих ценностей западной цивилизации. Ницшеанская идея смерти Бога и распад нравственных устоев, распространение нигилизма. Культура безверия как феномен ХХ века. Эволюция общества от Заката Европы к Концу Истории.

«Или гуманизироваться – или погибнуть»: активные поиски идеала, попытки противопоставить распаду устойчивые, положительные общественно-нравственные ценности. ХХ век как эпоха социально-политической и научно-технической революции. Культура и революция, влияние на искусство программы совершенствования общества и человека. Не отражать историю, а перестраивать мир – идеал политизированной эстетики ХХ века. Народная основа революционно-романтической литературы, утопизм революционной идеологии и искусства. Социализм и тоталитаризм, гитлеровская и сталинская культурная политика, подчинение искусства политико-пропагандистским целям.
Научно-техническая революция и литература. Противоречивое влияние научно-технического прогресса: оптимизм, стимулированный победами разума, и пессимизм, как следствие констатации катастрофических последствий цивилизации, экологического кризиса. Утопия и антиутопия в художественном опыте ХХ века, социалистическая утопия и «реальный социализм», научная фантастика и реальность «потребительства». Развитие капитализма и формирование «потребительского общества». Унификация сознания, возникновение «одномерного человека» – характерный признак современной эпохи. Проблема так называемой «массовой культуры» как важнейшей составной части «цивилизации потребления».

Дезинтеграционные и интеграционные процессы в культуре ХХ века. Формирование художественного синтеза, универсального художественного языка как важнейшая особенность эволюции литературы в ХХ веке, к эпохе «конца века». Возрастание роли и значения общечеловеческих ценностей, литературной традиции, олицетворяющей эти ценности. Обращение к мифу как форме закрепления извечного гуманистического опыта. Модернизация мифа. Миф модернистский и немодернистский. Организация разброда или же его преодоление. Реализм в ХХ в., его интеграционная роль. Развитие наряду с традиционными жанрами «жизнеподобной» литературы разных вариантов литературы открыто условной, притч и парабол. Литература и философия, выработка синкретического стиля. Видоизменение и обогащение детерминизма, движение литературы от воссоздания социально определенного типа, от бальзаковского характера к усложненной индивидуальности, опосредованно определяемой временем и средой. Объективные и субъективные стили. Личность как высочайшая ценность, как объект изображения в жанре «субъективной эпопеи» и как творческое начало. Романтизм и модернизм. Личность в эстетике модернизма и в искусстве немодернистском, свобода абсолютная как основа модернистской вседозволенности – и свободное действие в исторических обстоятельствах во имя определенной нравственной цели как путь выхода из исторического тупика. Противоречивое влияние русской культуры. Роль и значение реалистической прозы (Толстой, Тургенев), влияние Чехова на зарубежный театр. Интерпретация Достоевского в духе вседозволенности, в духе ницшеанства. Русский и западно-европейский модернизм, сходство и различие. Культура революционной России и зарубежная культура, противоречивый и драматический процесс притяжений и отталкиваний. Русская литература в эмиграции, проблемы двуязычия (Набоков, Бродский). 

Литературоведение и литературная критика в ХХ веке. Традиция культурно-исторической школы, социологические методы. Марксистское литературоведение. Историко-типологический метод. Варианты сравнительного изучения литературы. Фрейдизм и литературная наука. «Новая критика» – от русского формализма 10–20-х гг. к англо-американскому методу «пристального чтения», к французскому структурализму и постструктурализму. Деконструктивизм.

Периодизация курса. Общая характеристика двух основных периодов – революционного, «модернистского» (1910–1940-е гг.) и постреволюционного, «постмодернистского» (1950–1990-е гг.). Типология литературных направлений, методов и стилей в их динамике, определяющей этапы литературной истории ХХ века.


Первая половина XIХ в
.

Выступление в 1910–1920-гг. художественного авангарда (футуризм, кубизм, дадаизм, ультраизм и др.) в литературе и изобразительном искусстве. Анархизм и авангардизм, характер авангардистской революционности. Разрыв с традицией, ставка на обновление вплоть до отказа от художественности, от изобразительности. Замена образа «объектом». Эстетика «ячества», вседозволенность художника. Культ примитивизма; дезинтеграция и монтаж, симультанизм и коллаж как основные технические приемы. Натуралистическое и романтическое в авангардизме, авангардистский утопизм, культ машинной цивилизации, мистицизм абстракционизма. Авангардизм и модернизм.
Отражение в искусстве идеи абсурдного мира, существования без смысла и цели. Модернизм и декаданс, родственная близость исходных мировоззренческих установок и различие художественной практики. Неоромантизм модернизма, ставка на личность, на всемогущего художника, на художественно преобразованный мир. Субъективизация и объективизация как сополагающиеся тенденции, натуралистическая стихия в модернизме, роль субъективного монтажа в воссоздании распавшегося, бессмысленного мира. Фрейдизм и модернизм, бессознательное как источник эстетического, новая психология и новая литература. Выдвижение на передний план к 30-м годам концептуальных вариантов модернизма; от переживания и прямого выражения абсурдности к изображению абсурдного мира, к образу героя этого мира. Мифологическая природа модернизма. Экзистенциализм в философии в литературе; предшественники; творчество Достоевского как исходная точка «своеволия» морали абсолютной свободы. Экзистенциалистская критика унифицированности, «одномерности» человека, ставка на индивидуума, индивидуалистическая концепция свободы. Политизация модернизма в 20–40-е годы: «левый экспрессионизм», «революционный сюрреализм», «ангажированный экзистенциализм».
Альтернативность литературного процесса в 20–30-е годы, влияние обостренной политической борьбы, размежевание писателей в зависимости от политической ориентации. Октябрьская революция в России и зарубежная литература. Пролетарское литературное движение 20-х гг., черты сектантства и догматизма в революционной эстетике. Возникновение доктрины социалистического реализма. Художественные достижения талантливых писателей, вдохновленных революционными идеалами. Формирование брехтовской концепции «открытых», меняющихся форм реализма, противопоставленной канонизации традиционных форм (Лукач). Так называемые «попутчики» – зарубежная демократическая интеллигенция, увлеченная пафосом перестройки общества и человека в условиях милитаризации и фашизации капиталистических стран. Догматизация социалистической эстетики, разрыв между мечтой и действительностью, превращение социалистического реализма в искусство утопическое, «социалистически-романтическое».
Антифашистское движение и литература. Влияние гражданской войны в Испании, демократизация писательского сознания. От созерцания – к действию: вовлечение писателей в политическую борьбу и поиски путей к активному гуманизму, к действенной эстетике; от «потерянного поколения» – к литературе Сопротивления. Писательские объединения 30-х годов, писательская публицистика.
Современность и история, распространение исторической тематики. Развитие принципов традиционного реализма; жанры социального романа и драмы в новых условиях. Романные циклы.
Усиление социально-критического начала, гротескное, сатирическое изображение современного буржуазного общества. Поиски героя, пафос утверждения, противопоставление распаду и нигилизму социальных и нравственных идеалов. Черты романтический утопии, возникающей на этой основе, мифологизация реальности. Возрастание общественной роли и эстетического значения личности. Пафос сохранения культурного генофонда, традиционализм как противоядие левачеству и нигилизму. Возвращение к религии – способу преодоления безверия и бесчеловечности.
Противостояние и взаимодействие модернистского и немодернистского искусства. Трансформация реализма и романтизма, возникновение сложнейших феноменов искусства, сочетающих познание конкретно-исторического с извечным, с константами бытия (от «житейски-повседневного» – к «мифическому»), не исчерпывающимися традиционным понятием «характер», «социальный тип». Усвоение художественным языком интеллектуального багажа ХХ века, движение от описательности к стилям условным, символическим, метафорическим, к универсальному языку, базирующемуся на синтезе искусств и всем богатстве культурного опыта.

Дадаизм – объединение писателей и художников, возникшее в годы первой мировой войны, оповещающее о начале новой эпохи. Анархический вызов всем нормам цивилизованного существования, отказ от смысла художественного творчества, от значащего слова, от красоты и самого искусства. Монтаж как средство организации распавшегося мира. Эстетизация обыденных вещей, «ширпотреба». «Автоматизм» творческого акта, вторжение бессознательного в механизм искусства. Дадаизм и дальнейшее развитие «абсурдизма» (антидрама, антироман). От дадаизма к поп-арту. Поп-арт и идеология «потребительства».
Дадаизм и сюрреализм. Сюрреализм и предвоенные модернистские школы (кубо-футуризм), значение Аполлинера для формирования сюрреалистической эстетики. Философия бессознательного (Бергсон, Фрейд) и художественное творчество. Определение сюрреализма в «Первом манифесте сюрреализма» Бретона. Осуждение реализма. Понятие «автоматического письма» и практика «автоматизма», прорыв к «сущности», к «истинной реальности» сквозь социально-культурные условности. Сюрреалистический образ в литературе и живописи как результат сближения удаленных реальностей. «Паранойя – критический метод» Дали. Сюрреалистические «грезы» – основа мифотворчества. Теория и литературная практика Арагона, апполинеровская традиция, театрализация сюрреалистических понятий. Сюрреализм и политика.
Разрыв Бретона и Арагона, переход Арагона на позиции коммунистического движения, принятие в 30-е годы программы социалистического реализма. Арагон о национальном пути к социалистическому реализму, обращение к художественной традиции. Цикл романов «Реальный мир» и традиция многотомного романа во французской литературе.

Наследие французского реализма в новых условиях. «Огонь» Барбюса. Барбюс и СССР. Барбюс о значении наследия Золя для современного романа. Цикл романов Мартен дю Гара «Семья Тибо». Противопоставление «школы Толстого» принципам модернизма (Мартен дю Гар о Жиде). Обстоятельства и характеры в романе «Семья Тибо». Судьбы героев, «идеалиста», «врача» и «имморалиста». Трансформация жанра «семейного романа» в 30-е годы, проблема выбора пути в обстоятельствах мировой войны и предреволюционного кризиса.
Ключевое значение творчества Пруста в процессе обращения романа к «индивидуумам», в отходе от бальзаковской традиции изображения «социального типа». Психологическая романистика Мориака. Мориак о романе. Религия как основа гуманизма в творчестве Мориака, «добрые чувства» его героев. Мориак и Сартр.
Кризис мировой войны и ставка Роллана на «внутреннюю жизнь», на личность. Концепция «очарованной души» в одноименном цикле романов. Эволюция Аннеты Ривьер, других героев романа, отражающая увлечение писателя социальным экспериментом, осуществляемым в СССР, эстетикой социального действия (Роллан о Ленине, о Горьком). Утопизм «Очарованной души». Действенный гуманизм Сент-Экзюпери, противопоставление «цивилизации торгашей» романтики героического поступка, поисков смысла и красоты в жизни. Формирование эстетики «немотивированного преступления». Творчество Жида. Односторонняя интерпретация Достоевского, превращение в исходный момент морали и эстетики афоризма «если Бога нет, все дозволено». Герои-имморалисты в прозе Жида начала века («Подземелья Ватикана»). Роман «Фальшивомонетчики»: тотальный релятивизм, абсолютно свободные, освобождающие себя от нравственных обязательств герои; образ писателя Эдуарда. «Роман в романе» как жанровый признак «Фальшивомонетчиков». Жид и «новый роман».
Романы Мальро 20-х гг. Герои «Завоевателей» и «Королевской дороги» – игроки, пытающиеся одолеть всемогущий абсурд и смертный удел пароксизмом героического действия. Мальро и экзистенциализм. Конкретно-историческое и абстрактно-философское в картине человеческого бытия. Жанр романа-притчи, «драматизация идей» в традиции Достоевского. Мальро в 30-е годы. Активный антифашизм писателя. Роман «Надежда», преодоление одиночества и обреченности. Испанская и вторая мировая войны в жизни и творчестве Мальро. Послевоенная эстетика, ставка на «обожествленное искусство».

«Романтический экзистенциализм» Камю. Камю и Достоевский. Сизиф как герой абсурдного мира («Миф о Сизифе»). Роман «Посторонний», метафизический и социальный смысл романа. Мерсо – герой романтически-экзистенциалистской утопии Камю. «Немотивированное» поведение свободного героя и его столкновение с официальной моралью. Искусство как способ одолеть судьбу. Камю и классическая литературная традиция. Мировая война и фашизм – факторы изменения позиции писателя, поиски социально-нравственного противовеса практике вседозволенности. Историческая основа аллегоризма в романе «Чума». Жанр романа – хроника-притча. Идея ответственности, приобщенности к судьбе других людей. Система персонажей, осуществляющих выбор относительно реальности абсурда. Драматургия; от мифа абсолютной свободы («Калигула») к идее нравственной ответственности («Праведные»). Аналогичное движение творчества Ануя от экзистенциалистской героини («Антигона») к герою Сопротивления («Жаворонок»). «Неомифологизм» современной драматургии, античность и современность. Камю – критик и «чистого», и политизированного искусства, тоталитаризма и политической революции («Бунтующий человек»). Дискуссия с Сартром. Последние произведения Камю (повесть «Падение», новеллы), нарастание романтических мотивов в пессимистической картине современного мира.Сартр. Истоки философии, решающее значение немецкой феноменологии (Гуссерль) и экзистенциализма (Хайдеггер). «Интенциональность» как средство преодоления односторонности идеализма и материализма, восстановления в правах реальности («освободиться от Пруста»). «Бытие и ничто» – главный философский труд Сартра. Своеобразие философского романа «Тошнота». Тошнота – состояние героя, обнаружившего существование «неоправданной», лишенной смысла реальности и своего отличия от «вещей», своей абсолютной свободы. Рокантен – герой абсурдного мира. Ранняя новеллистика («Стена»). Война и возникновение «новой морали», осознание детерминизма и ответственности.«Ангажированный экзистенциализм» Сартра. Трилогия «Дороги свободы» – эпопея современного интеллигента, идущего от утопии абсолютной свободы к реальности выбора в конкретных исторических обстоятельствах. Сартр – политик, публицист, теоретик «ангажированного экзистенциализма» («Экзистенциализм – это гуманизм», «Что такое литература?»). Реализация эстетики «конкретной универсальности» в драматургии – обретение свободы («Мухи»), осознание необходимости и нравственной оправданности политического действия («Грязные руки», «Дьявол и Господь Бог»), проблема обусловленности и ответственности («Затворники Альтоны»). «Гадкий утенок. Гюстав Флобер с 1821 по 1857 г.» – поиски синтеза, универсального человеческого знания, объединяющего литературу и философию, ее основные ветви (экзистенциализм, марксизм, фрейдизм). Жанр этого «романа реальной личности» – «настоящий роман» в противовес «наивному», традиционному. Ортега-и-Гассет и экзистенциализм («Восстание масс»). Испанская поэзия, сюрреализм и традиция Гонгоры. Мачадо, эволюция от модернизма к народности и гражданственности. Война и испанская литература.

Гарсиа Лорка. Сборники «Поэма о канте хондо» и «Цыганское романсеро», традиционная мифология и современный миф, жанры народного искусства, их творческая переработка. Трансформация сюрреалистических элементов в поэзии Лорки. Сборник «Поэт в Нью-Йорке», город как воплощение Зла и Смерти, поэтические средства раскрытия трагедии художника. Фарсы и мистерии Лорки («Публика»). Драма в стихах «Мариана Пинеда», образ народной героини. Театральная деятельность Лорки (театр «Ла Баррака»). «Андалузские трагедии». Психологическая и социальная проблематика, развитие традиционных сюжетов, проблема рока и личной ответственности, трагического столкновения свободы, человечности с искусственными, бесчеловечными предрассудками и социальными условностями. Своеобразие романтизма Лорки.

Экспрессионистская драматургия. Жанры драмы, «драма крика». Театр Кайзера. Исторически-конкретное и общечеловеческое в драматических конфликтах. Война и революция в драматургии Толлера, социальный детерминизм и поиски его преодоления в экспрессионистском экстазе. Политическая и эстетическая эволюция Бенна и Бехера. Сохранение и развитие модернистских основ поэзии Бенна. Экспрессионизм, социальные и философско-эстетические предпосылки, формирование течения, различные группировки. Экспрессионизм и романтическая немецкая традиция. Поэзия и драматургия экспрессионизма; экспрессионистская живопись. Антивоенный пафос экспрессионизма, трагические и оптимистские мотивы. Эстетика конкретного, тема городского «дна» и метафизика «сущностей», провидческие тенденции, порывы к высшей силе, к «духу». Натурализм и символизм в экспрессионизме, экспрессионистская фантастика. Экспрессионистский утопизм, идея «высшей человечности».Бехер и пролетарское литературное движение 20-х гг., эволюция от экспрессионизма к социалистическому реализму. Бехер – поэт-антифашист, образ родины в его стихах.

Война и немецкий роман. «На западном фронте без перемен» Ремарка как произведение «потерянного поколения». Роман Дёблина «Берлин-Александерплатц», функция фактографии; эстетика «новой деловитости». Внутренняя эмиграция. «Маленький человек» в романах Фаллады. Литература антифашистской эмиграции. Место исторического романа в немецкой литературе 20–30-х гг. Путь Г. Манна от ранней сатиры, от романа о современной Германии «Верноподданный» к дилогии о Генрихе IV. Образ «гуманиста на коне» и его историческая функция в условиях борьбы против фашизма. Прошлое и настоящее в концепции исторического романа Г. Манна, их органическая связь. Дилогия о Генрихе IV как философский и социально-политический роман. Модернизация истории в романах Фейхтвангера, трилогия об Иосифе Флавии и извечная традиция гуманизма и интернационализма.Т. Манн. Эволюция писателя в новых условиях, формирование жанра «интеллектуального романа», «неромана». Философия и музыка в структуре романа. Т. Манн о значении философии Ницше; ницшеанство, «дионисийство» как элемент эстетики Т. Манна. Т. Манн и классическая литературная традиция, роль русской литературы (Толстой, Достоевский). «Лотта в Веймаре», трактовка образа Гёте. Т. Манн о гуманизации мифа. «Волшебная гора» – первый философский роман Т. Манна, результат движения писателя от «житейски-повседневного» к «мифическому». Проблема времени. Отражение конкретно-исторических обстоятельств начала века и сути кризисной эпохи; «дух» и «плоть» в характеристике персонажей. Ставка писателя на миф и психологию, реализация этой задачи в тетралогии «Иосиф и его братья». Традиция воспитательного романа в творчестве Т. Манна. «Доктор Фаустус». Архитектоника романа, музыка как персонаж (Леверкюн) и как формоорганизующий фактор. Прошлое и настоящее в романе, образ современной Германии и мифологема Фауста.

Гессе и романтическая традиция. Роман «Демиан», восприятие мировой войны как хаоса, автобиографизм произведения. Гессе о Достоевском. Восточные мотивы у Гессе. Жанр лирико-философской прозы. Роман «Игра в бисер», реальное содержание утопии, Касталия и Европа 30-х годов. Антитеза как принцип построения романов Гессе. Противоречивое отношение к «игре» – символу самоценности культуры и отрыва ее от практики. Кнехт и Дезиньори – воплощение различных позиций, относительность каждой из них. Трагическая судьба Кнехта как обобщенный образ трагизма эпохи. Ставка Гессе на самостоятельный выбор, на осознание личной ответственности.

Брехт и реализм ХХ века. Начало литературной деятельности: поэзия и драматургия 20-х годов. Брехт и пролетарское литературное движение. Теория «эпического театра». Отличие от «аристотелевской» драмы. Исходная революционная идея Брехта, критический пафос («научить людей думать»). Центральное понятие «эпического театра» – «очуждение». Различные уровни осуществления, от понимания действительности до форм ее воплощения, до театральных приемов (прямой авторский комментарий, зонги и др.). Брехт о динамке реализма, об исторической изменчивости способов познания жизни. Реализация этих принципов в поливариантном искусстве Брехта. Драмы политические, публицистические, сатирический образ фашизма и собственнического общества («Трехгрошовая опера», «Круглоголовые и остроголовые» и др.). Исторические драмы. Тема войны, способы «очуждения» в драме «Матушка Кураж и ее дети». Проблема личной ответственности в пьесе «Жизнь Галилея», образ ученого, парадоксальное освещение темы науки. Обращение Брехта к философской и нравственной проблематике, пьесы-притчи, трагическое столкновение добра и зла в «Добром человеке из Сезуана» и «Кавказском меловом круге». Брехт в ГДР. Осуществление его принципов в деятельности театра «Берлинер ансамбль».
Брехт и Гашек («Швейк во второй мировой войне»). Приемы «очуждения» у Брехта и у Гашека, сатирический гротеск. Переосмысление Брехтом образа Швейка в духе «эпического театра». «Простак» Гашека как народный и национальный тип. Сатира у Гашека и у Чапека. Творчество Чапека и традиция западно-европейской фантастики. Пингвины Франса и саламандры Чапека («Война с саламандрами»). Гротескный образ фашизма в произведениях Чапека, Уэллса, Брехта.
Трансформация брехтовских принципов в драматургии Швейцарии – Дюрренматт и Фриш. Своеобразный «эффект очуждения» в их пьесах. «Жизнь Галилея» и «Физики» – варианты воплощения образа ученого. Лицо и маска у Фриша, эстетика «вариантов», пьеса как репетиция («Дон Жуан, или Любовь к геометрии»). Условность у Брехта и условность в «театре масок» Пиранделло, их различие. Пиранделло и итальянский «веризм». Образ отчужденной личности и безликого общества, раздвоение личности («маска» и «лицо», «актеры» и «люди»). Творчество и существование как импровизация, разрушение театральной иллюзии. Жанр «театра в театре» («Шестеро персонажей в поисках автора»). Пиранделло и экзистенциализм.

Феномен немецкоязычной австрийской литературы. Творчество Кафки и «пражская школа». Образ абсурдного мира, утрачивающего смысл и цель существования. Кафка и экспрессионизм. Дневники, письма, их значение для художественного творчества Кафки. Своеобразие фантастики, «реальное чудесное» как способ раскрытия абсурдности мира. Приземленность ситуаций, обыденность персонажей, жизнеподобие невероятных происшествий («Процесс», «Замок»). Новелла «Превращение» как классический образец «кафкианства». Идея тотальной отчужденности личности, абсолютизация зла, абстрагирование черт персонажа. Кафка об ответственности индивидуума и выборе. Творчество Кафки и экзистенциализм. Кафка и Музиль. Социальная конкретизация абсурдной реальности в творчестве Музиля. Дешифровка кафкианства. «Параллельная акция» в романе «Человек без свойств» – сатирическое разоблачение действительности австро-венгерской империи, бюрократического общества. Осознание исторического тупика и попытки выбраться из него; утопизм Музиля, идея «возможностей». Функция личности, сознания в романе; смысл освобождения от «свойств», от качеств дискредитировавшего себя общества. Самокритика индивидуалистического понимания свободы.

Брох о современном мифе. Брох и Джойс, сходство и различие. Этическая основа художественного синтеза у Броха, лирическое и эпическое в его концепции романа. Роман «Смерть Вергилия», история и современность. Поэт и император, спор художника с политиком, отражение в этой дискуссии различного понимания предназначения человека. Поэт и народ, переоценка Вергилием результатов своего поэтического творчества, критика чистого искусства. Автор и его герой во внутреннем монологе романа, субъективизация эпического, мифологического содержания. Миф как средство преодоления «разброда».

Первая мировая война и усиление сатирических тенденций в литературе Великобритании. Антивикторианский пафос романа Олдингтона «Смерть героя»; Олдингтон и литература «потерянного поколения». Новый этап в творчестве Уэллса и Шоу. Уэллс: от научной фантастики к социально-политическим полотнам, к сатирической картине современного общества («Мистер Блетсуорси на острове Рэмполь»), тема фашизма и войны в публицистике и прозе. Народная тема в творчестве Шоу – «Святая Иоанна». «Экстраваганцы» Шоу – отражение абсурдности буржуазного общества («Горько, но правда»), фантастическое как сатирический прием. Публицистичность драматургии Шоу. Шоу и «эпический театр» Брехта. Поздний Голсуорси, трансформация семейного романа (от «Современной комедии» к «Последней главе»). Утопия и антиутопия в литературе Великобритании. «Прекрасный новый мир» Хаксли как сатирическая антиутопия.
«Викторианство» и социально-критическая функция английского модернизма. Элиот как англо-американский писатель. «Бесплодная земля» – обобщенный образ западной цивилизации в состоянии кризиса. Элиот и символизм. Мифотворчество Элиота. Миф и «придание формы разброду». «Неоклассицизм» Элиота. Литературно-критическая деятельность и принципы «новой критики». Проблемы традиции, «интертекстуальность» его поэзии. Обращение Элиота к жанру поэтической драмы. Религия в творчестве Элиота как противовес хаосу.
«Улисс» Джойса – модернистский эпос, натуралистическая, импрессионистическая, символическая стихии романа, функция потока сознания. Способы конструирования текста: прием монтажа, «интертекстуальность» романа, ассоциации и аналогии, «этажи» повествования от натуралистической копии жизни до мифологизированного образа природы, общества и истории. Джойс и Гомер. Идейные предпосылки романа. Брох о «немоте cкепсиса», о несостоятельности модернистского мифотворчества. «Поминки по Финнегану» как преддверие постмодернизма.
В. Вулф как теоретик модернизма. Критичеcкая оценка реалистической традиции. Вулф и Пруст, трансформация импрессионистической традиции в потоках сознания героев, в эстетике «момента существования». Субъективизация времени и романного пространства, музыкальные принципы композиции романов («К маяку»). Пессимистическая оценка истории как фундамент неоимпрессионизма. Романтическая традиция в творчестве Лоуренса. Конфликт естественного, природного и неестественного, «механического» в его романах; социально-конкретное и метафизическое в изображении общества и человека. Утопизм «естественной жизни», символ и миф в романах Лоуренса.

Пересмотр традиционных американских ценностей в условиях начала ХХ века. «Американская мечта» и кризис эпохи первой мировой войны. Эволюция Драйзера к роману «Американская трагедия», изменение героя и конфликта; проблема личности. Эстетика Андерсона, критическое осмысление национальной традиции, обращение к европейскому опыту. Новый тип новеллы («Уайнсбург, Огайо»), поэтизация нестандартного и необычного, герои-чудаки; внутренние коллизии, подтексты. Историческая функция «потерянности» в развитии национального сознания, разрыв с прошлым и поиски нового художественного идеала в условиях кризиса веры. Характерное для США контрастное совмещение своеобразно преломленной «американской мечты» в творчестве Фицджералда и «потерянности» у Хемингуэя, различные варианты романтического сознания, олицетворяемые этими писателями. Герои – идеалисты и прагматики в романах Фицджералда («Великий Гэтсби»).
Творчество Хемингуэя. Мировая война в его новеллах и романах. Жанр и стиль новеллистики. Содержательные аспекты техники «айсберга», использование опыта живописи, «постимпрессионизм» Хемингуэя. Сартр о стиле Хемингуэя. «Потерянность» писателя и экзистенциалистское мироощущение; трагизм, бытие у предела, индивидуалистическая мораль стоицизма, комплекс «мужских» идеалов. Значение фиесты в романе «И восходит солнце», коррида как сфера проявления героического и прекрасного. Война – константа абсурдного мира в романе «Прощай, оружие!»; любовь и война, утверждение человеческого достоинства через утраты и поражения. Антифашизм Хемингуэя в 30-е годы. Хемингуэй и испанская война. Роман «По ком звонит колокол», приобщение к другим людям, к политически целесообразному действию, новые черты героя Хемингуэя. Конфликт политического и человеческого в Джордане. Развитие гуманистических тенденций в повести «Старик и море». Глубочайший кризис писателя, утратившего в последние годы ощущение смысла и цели творчества.
Драматургия и поэзия в 20–30-е годы. Возникновение национальной драматургии. Творчество О’Нила, О’Нил и европейская драма, эволюция писателя от натурализма к экспрессионизму. Место пьесы «Страсть под вязами», отрицание фундаментальных ценностей американизма (семья, религия, собственность), их столкновение с «естеством», интерпретированным в духе фрейдизма. «Поэтическое возрождение» в США. «Открытие Америки» в поэтическом эпосе, традиция Уитмена (Сэндберг). Творческий путь Фроста. «Европеизация» американской поэзии (Элиот и Паунд).
Народная тема в романе Стейнбека «Гроздья гнева». Райт и негритянская литература. Трилогия Дос Пассоса «США» – эпос современности. Принципы построения романа, своеобразие монтажа, фактография и внутренние монологи. Сартр о творчестве Дос Пассоса. Биографическая основа романов Т. Вулфа, движение от внутреннего, лирического к эпическому, к раскрытию течения жизни в ее всесторонних проявлениях. Память и время в романах Т. Вулфа («О Времени и о Реке»). Проблема национального мифа.
Высшее выражение американского мифа – творчество Фолкнера. Фолкнер и южная традиция, миф Юга. Тематика литературы «потерянного поколения» в ранних произведениях. Йокнапатофа – социально-конкретное, национальное и вечное, общечеловеческое в образе вымышленного округа; библейские мотивы. Принципы построения романа «Шум и ярость», внутренние монологи у Фолкнера. Мотив «рока», его содержательная функция. Проблема времени и построение романов Фолкнера. Полифоническая композиция. Прошлое и настоящее, природа и цивилизация («Медведь»). Образ современности. Динамика творчества в трилогии о Сноупсах. Расширение конкретно-исторического материала в произведениях Фолкнера.Сноупсизм – типология собственнического начала; его идеологические противовесы, природа фолкнеровского гуманизма. Сартр о Фолкнере. Уоррен о времени и истории в литературе США, в творчестве Фолкнера. Уоррен – критик, поэт и романист. Роман «Вся королевская рать» и трансформация темы делового успеха в литературе США ХХ века.



Вторая половина XХ в.


Всемирно-историческое значение победы над фашизмом. Окончание революционного цикла с установлением коммунистических режимов в странах Восточной Европы и победой национально-освободительного движения в «третьем мире» (независимость Индии в 1947 г.). Литературный процесс в эпоху сосуществования и противостояния различных общественно-политических укладов. Поливариантность художественного опыта, значение «малых стран», выдвижение литературы «третьего мира», мировое значение литературы Латинской Америки. ХХ съезд КПСС как историческая веха. Крах «реального социализма», его политические и идеологические последствия.

Литература в условиях «реального социализма». Значение культуры, отражающей пафос преобразования общества. Развитие демократических традиций славянских литератур. Эпические полотна (Андрич, Ивашкевич). Тема Сопротивления и тема коллективного труда в литературе Восточной Европы, других социалистических стран. Преодоление схематизма и утопизма раннего этапа, разработка философской и нравственной проблематики, движение от «положительного героя» к «простому» человеку. Давление официальной идеологии, догматизация эстетических принципов, превращение литературы в средство пропаганды. Литература в эмиграции (Милош, Кундера и др.).
Научно-техническая революция и «постиндустриальное общество». Темы и литературные жанры, отражающие НТР; научная фантастика (Брэдбери, Лем) и фантастика социальная. Новые условия бытования литературы. Литература и «потребительское общество»; литература в условиях господства современных средств информации. Возникновение мирового рынка искусства, его демократизация и одновременно унификация, стандартизация читательских вкусов и потребностей, превращение культуры в предмет потребления, в товар. «Американизация» европейской культуры.
«Постреволюционный» период – период «постмодернистский». «Конец авангарда». «Антироман» и «антидрама» 50-х годов как последняя волна сникающего классического модернизма. Различные интерпретации понятия «постмодернизм». Расширение его до понятия «постмодернистской эпохи». Постмодернизм как метод, до предела, до отрицания самого модернизма доводящий его основополагающие принципы, - утверждение тотальной бессмысленности, хаотичности бытия, бессилия любого объективного знания, несостоятельности всякой систематизации. Имманентность литературного процесса, замкнутого в гигантской библиотеке – понятие интертекстуальности. Деконструктивизм как адекватное выражение постмодернизма, вытесняющего искусство «толкованием текстов» на основе тотального релятивизма и субъективизма. Постмодернизм как прием. Широкое употребление постмодернистских приемов в эпоху поисков универсального художественного языка. Своеобразие постмодернизма Эко, осваивающего традиционный культурный опыт в целях создания современного художественного синтеза. Эко о постмодернизме. «Имя розы» как исторический роман, обстоятельства и характеры в романе, жанр «интеллектуального детектива» виртуальная реальность Эко и Кальвино. Социально-исторические и эстетические предпосылки устойчивости традиционных форм литературы, возвращение к наследию социального романа, «неореализм» послевоенных лет в Италии, Испании, Германии и др., отражение исторических потрясений в эпических полотнах. Сатира как форма национальной самокритики. Вторжение документалистики в послевоенную прозу, «литература факта». Историческая проблематика, ее функция в развитии современной литературы, в поисках устойчивых критериев художественности.
Литература перед лицом глобальных угроз «атомной эры», реальной перспективы гибели цивилизации и самой природы. Ослабление социально-классовых противоречий и возрастание удельного веса общечеловеческих ценностей. Сближение литературных направлений. Движение модернизма в сторону конкретной социальной проблематики (поздний экзистенциализм, послевоенный «театр абсурда», тенденции в развитии «антиромана») – и одновременное усвоение опыта модернизма литературой немодернистской перед лицом «реальности абсурда». Место и значение латиноамериканского «нового романа» в процессе поисков нового, универсального художественного языка. Реальное и фантастическое в «магическом реализме», своеобразие мифотворчества.
Возникновение «экзистенциально-реалистического» синтеза в современной литературе. Жанр постэкзистенциалистской притчи, воссоединяющей конкретно-историческое с абстрактно-мифологическим. Распространение неоромантического мироощущения как реакции на действительность «атомной эры».
Распад «мировой системы социализма» в конце 80-х – начале 90-х гг. Дискредитация «реального социализма» и бездуховность «потребительского общества» – характерная примета кризиса конца ХХ-го столетия, эпохи конца утопий и воцарения прагматизма.


Влияние антифашистского движения на французскую литературу, политизация прозы, драмы и поэзии. Путь Сартра и Камю, проблема «ангажированного экзистенциализма». Образ родины в произведениях Арагона (сб. «Рана в сердце», «Французская заря»), возвращение поэтического эпоса (поэмы «Глаза и память», «Неоконченный роман»). Поэзия Элюара – от сюрреализма к «горизонту всех людей» (сб. «Поэзия и правда», «Урок морали»). Поздний символизм (Сен-Жон Перс). Стихи Превера и французские шансонье.
Тема войны в прозе. Изображение войны как Сопротивления, героического, очищающего подвига. Жанр притчи, «романы идей», соединяющие изображение конкретной истории с проблемами «человека как такового» (Веркор). Значение традиции (Лану о Золя и Мопассане). Война в романах Мерля – прошлая война в жанрах романа – документа («Смерть – мое ремесло»), сатирического гротеска («Охраняемые мужчины»), будущая война – «политико-фантастический» («Разумное животное»), фантастический («Мальвиль») жанры. Утопия и антиутопия («Мадрапур»). Жанр семейного романа, традиционные хроники (Дрюон и др.). Изображение семьи и молодежного протеста в романах Базена («Гадюка в кулаке»); от «узкой» семейной тематики к социальным проблемам (роман «Счастливцы с острова Отчаяния»).
Движение «театров предместья» и традиция «народного театра». Политическая драма 50-х годов (Адамов, Гатти). Брехт и французский театр, использование приемов «очуждения», кино-техники.

Выдвижение в 50-е годы «дезангажированной» литературы. «Антитеатр» и традиция дадаистско-сюрреалистического театра. Фарсы Ионеско («Лысая певица»), драматургические средства воплощения абсурда. Пародирование социальной реальности в пьесах Ионеско, развитие гротескно-сатирической тенденции, образ тоталитаризма («Носороги»). «Антидрамы» и «антироманы» Беккета, образ небытия, «бездействующие лица» в пьесе «В ожидании Годо». Трагические ситуации, человек и враждебная среда («О, прекрасные дни!»). Трансформация драматургических жанров, эстетика безмолвия и бездействия, абстрактные композиции позднего Беккета.
Теоретические основы «антиромана». «Антироман» и экзистенциализм. Отказ от идейности и реализма, от сюжета и персонажей («школа отказа»). «Антироман» как форма абсолютизации и пародирования стереотипов современного общества. «Тропизмы» Саррот – романы «ни о чем», обнажение мира подсознательного и одновременно критика внешнего мира, косности и поверхностности социальной среды («Золотые плоды»). «Шозизм» Роб-Грийе, субъективный монтаж натуралистически копируемых «вещей» как способ разрушения объективной реальности («В лабиринте»). Киносценарии и фильмы Роб-Грийе. Образ войны в романах Симона («Дороги Фландрии»); тотальный распад, отражаемый в художественном языке, в натуралистических описаниях лишенной смысла материи, бесконечной повторяемости равнозначных эпизодов.
Второе поколение «антироманистов» – «новый новый роман» 60-х годов. Роман как система знаков, структуралистская эстетика и структуралистские «тексты» («Драма» Соллерса). Отказ от принципов отражения и выражения, формирование постмодернистской имманентности. Ролан Барт – от структурализма к постструктурализму («Наслаждение от текста»). Интертекстуальность в творчестве Бютора. Деконструктивизм Деррида и Барта. 70-е–90-е годы как «эра пустоты», пессимизма и потребительства. Модиано о призрачности действительности. Поиски потерянных корней в его произведениях («Улица темных лавок», «Утраченный мир»), интерпретация войны как «постыдной эпохи», как источника восторжествовавшего зла. Неоромантическая традиция в прозе Модиано, в произведениях других романистов. Романы Леклезио – эволюция от постэкзистенциалистской критики общества («Война») к романтизму («Золотоискатель»).
Мифотворчество Турнье, обращение к «началам», к природному, цельному, противопоставленному современной цивилизации («Золотая капля»).
Распространение исторический тематики, жанры документальной и неофантастической литературы. Возвращение к традиционным повествовательным формам. Литература франкоязычной иммиграции.

Разгром немецкого фашизма и расчленение Германии, образование ФРГ и ГДР. Возвращение в ГДР писателей антифашистской эмиграции (Брехт, Бехер, Зегерс и др.), тема «расчета с прошлым» – изображение фашизма как социально-конкретного явления. Осмысление послевоенной действительности (Шритматтер). Возрастающее давление на литературу государственного и партийного аппарата, подчинение искусства пропагандистским задачам, Реальные достижения писателей, пытавшихся осмыслить путь ГДР в трагической противоречивости, преодолеть схематизм и односторонность. Роман К. Вольф «Расколотое небо», тема драматического положения немца в ситуации «двух Германий». Усиление нравственно-философской проблематики в литературе 70–80-х гг., обращение к притчевым формам, к мифу («Кассандра» К. Вольф), к классической литературной традиции.
Ситуация «нулевого года» в Западной Германии. Возрождение экспрессионизма и экзистенциализма. «Магический реализм» – интерпретация национальной катастрофы как проявления тотального кризиса, «конца света». Антиутопия Казака «Город за рекой». Кафкианство Носсака, переосмысление мифов в перспективе пессимистической концепции истории («Кассандра»).
«Группа 47» и реализм в Западной Германии. «Потерянное поколение» в творчестве Борхерта. Военная тематика в романах и повестях Бёлля, прошлое и настоящее, драматические судьбы героев и их зависимость от трагической истории Германии («Бильярд в половине десятого»). Бёлль об ответственности и свободе выбора. Романтизация героя, черты «клоунады», эксцентричности, противопоставление нравственного образца («Групповой портрет с дамой») обществу потребительства и насилия. Проблематика «непреодоленного прошлого» в романах Кёппена, образ музыканта («Смерть в Риме»); Кёппен и Т. Манн.
«Конкретная поэзия» и традиция немецкого экспрессионизма. Немецкий «театр абсурда» (Хильдесхаймер) и «антироман». Идеология «разрыва», социальный нигилизм литературы, связь с «критической теорией» Франкфуртской школы, критикой «индустриального общества» (Маркузе «Одномерный человек», Адорно «Негативная диалектика») и с политической практикой «новых левых». Политизация немецкой литературы в 60-е годы и вторжение документалистики. Энценсбергер, от поэзии к публицистике, культ «прямого действия». «Документальный театр» («Преследование и убийство Жан-Поля Марата» Вайса, «Наместник» Хоххута). Пародийный характер прозы Грасса, «клоунада» и ее социально – эстетические функции («Жестяной барабан»). Интерпретация прошлого и настоящего страны как фарса, как «собачьей жизни». Грасс и «новые левые», переход к критическому изображению молодежного нигилизма в романе «Под местным наркозом». Образ «одномерного общества» и «одномерного искусства» в творчестве Вальзера («Единорог»). Укрепление позиций «искусства вымысла», связанного с классическими традициями, в 70–90-е гг. Эволюция Веллерсхофа от левацких постулатов «кельнского нового реализма» 60-х гг. к социальному роману «Победителю достанется все»; традиционная проблематика реализма в новых условиях, с новыми эстетическими решениями.
Ликвидация «берлинский стены» и объединение Германии, начало нового этапа национальной истории.

Распад колониальной системы и антиколониальная тема в литературе Великобритании. Творчество Грина, традиция изображения англичанина в условиях дальних стран, различных политических и культурных обстоятельствах. Роман приключений и детективный роман, насыщенный актуальным политическим содержанием («Тихий американец», «Комедианты»). Сатирические и философские аспекты творчества Грина, образ современной цивилизации («Доктор Фишер из Женевы»). Сосредоточенность на проблемах морали, мотивы ответственности, личного выбора («Сила и слава»). Устойчивые позиции реализма, сатирического романа (трилогия Во «Шпага чести»), многотомных эпических полотен (Сноу «Чужие и братья»). Романы Спарк и сатирическая традиция («Мисс Джин Броди в расцвете лет»). Влияние экзистенциализма на английскую литературу. Притчи Голдинга; антифашизм писателя, реальные стимулы мрачных картин деградации («Повелитель мух»). Мотивы свободы личности, свободного выбора в романах «Свободное падение» и «Шпиль». Экзистенциалистские корни творчества Мердок. Мердок о Сартре. Философские аспекты бытовой и психологической прозы писательницы, «психологические детективы» («Черный принц», «Море, море»).
«Сердитые молодые люди» в литературе Великобритании. Проза «сердитых» (Эмис и др.). Значение пьесы Осборна «Оглянись во гневе», черты «потерянности» в общественной позиции ее молодого героя. «Новая волна» драматургии, различные тенденции. Актуальная социальная проблематика «рассерженных» (пьесы Уэскера), реалистические и экзистенциалистские варианты решения конфликтов. Историческая тематика, ее модернизация (Томас Мор в драме Болта «Человек для всех времен»); «Лютер» Осборна, конфликт свободной личности и общества.
Своеобразие английского «театра абсурда» (Пинтер, Симпсон), связь с национальной традицией сатиры, черты «викторианства» в облике абсурдного мира. Пьеса Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», модернистская обработка «Гамлета».
Последователи и противники Элиота в послевоенной поэзии, поэты «Движения».
Творчество Фаулза. Своеобразно-английское сочетание традиционного и новаторского, реалистического и модернистского. Критическое освещение модернизма в новелле «Башня из черного дерева». Образ художника в романе «Дэниел Мартин», путь к искусству, ориентированному на классические образцы. «Женщина французского лейтенанта» и эстетика интертекстуальности. Использование приемов современного модернизма в структуре классического «викторианского» романа. «Открытая» форма повествования, допускающая различные способы художественного решения конфликта личности и общества.
Постмодернистская перелицовка традиционных сюжетов в романах Экройда.

Смена поколений и ориентиров в литература США. «Постиндустриальное общество». Завершающая стадия творчества Фолкнера, Хемингуэя, Стейнбека, их место и значение.
Выдвижение молодых писателей. Роман Мейлера «Нагие и мертвые» и новая волна «потерянного поколения». Влияние европейского экзистенциализма. «Белый негр» Мейлера – манифест американского экзистенциализма; «хипстер», американский тип отчужденного героя. Его классическое воплощение – негр, герой романа Эллисона «Человек-невидимка». Глобальный нигилизм Берроуза, эстетика скандала («Голый завтрак»). Битничество, попытка обретения нового синтеза, культ природы и искусства. «На дороге» Керуака – апофеоз свободы и раскованности, «спонтанный стиль», роман-импровизация, высвобождающий внутреннюю творческую энергию. Поэма Гинзберга «Вопль», поэтический манифест битничества. Отчужденность героя романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи», поиски этических ориентиров, мотивы восточной философии. Сэлинджер и молодежная «контркультура». Своеобразие абсурдизма в драматургии Олби, социально-критическое содержание парадоксальных ситуаций («Случай в зоопарке», «Кто боится Вирджинии Вулф?»). Драматургия Миллера, «абстрактный реализм» метода; деловой человек в пьесе «Смерть коммивояжера». «Поэтический театр» Уильямса, конфликт собственничества и романтического идеализма («Трамвай «Желание»). «Исповедальная» лирика. Поэзия Лоуэлла.
Романы Беллоу «Герзаг» и Мейлера «Американская мечта», поиски путей преодоления отчуждения, выхода за пределы экзистенциалистского миропонимания, проверки его личным жизненным опытом. Пересмотр традиционных ценностей «американской мечты», новый тип героя-интеллектуала, ищущего смысл жизни. Роман Стайрона «Выбор Софи», фашизм и расизм как тотальная проблема современности, историзм романа, социально-конкретная постановка вопроса об ответственности, искусство в «эпоху Освенцима». Поиски смысла, различные пути самореализации героя в романах Апдайка (трилогия о Кролике). Гротескно-сатирическое изображение цивилизации в романах Воннегута («Бойня № 5 или Крестовый поход детей») и Хеллера («Уловка 22»).
Литература «черного юмора» и американский постмодернизм. Средства раскрытия тотального кризиса в романах Дж. Барта, образ обессмысленной реальности, функция пародии. Йельская школа деконструктивизма. Возвращение к факту, к документу как реакция на всеобъемлющую энтропию постмодернистского сознания. «Новый журнализм». «Нехудожественные романы», «романы как истории» Капоте и Мейлера. Книга Гарднера «О нравственной литературе». Реалистический метод Гарднера, функция «массовой культуры» в системе его романов («Осенний свет»).

Национально-освободительное движение и литература «третьего мира». Запад и Восток в ХХ веке, постижение восточной философии, специфики восточного сознания в эпоху «заката Европы» (Гессе, Роллан, Мальро и др.). Возрастание удельного веса художественного опыта «третьего мира» во всемирной литературе. Латиноамериканский бум в послевоенной Европе – социально-политические и эстетические предпосылки.
Философские рассказы Борхеса. «Все во всем», универсальность и интертекстуальность как основа его поэтики, пафос безграничного познания, культ книги. Национальные корни творчества Борхеса. Европейский постмодернизм и борхесуанская традиция, сходства и различия.
Карпентьер о «магическом реализме» и «необарокко», латиноамериканское своеобразие этих понятий, их воплощение в романах Карпентьера, Фуэнтеса и др., их соотношение с «необарокко» европейской литературы ХХ века, влияние на поиски и эксперименты писателей Европы и США.
Экспериментальная проза Кортасара («Модель для сборки»). «Всеобщая песнь» Неруды как образец эпического мышления, универсального языка современной литературы.
Открытость миру «постмодернистского» искусства Маркеса, интертекстуальность в его прозе – средство создания всеобъемлющей картины бытия, «тотального» романа. «Реальное фантастическое» в романе «Сто лет одиночества», мифотворчество Маркеса. Маркес и движение европейской литературы к синтезу, поиски универсального современного стиля.

Диалог культур в XX веке, плюралистичность и многомерность духовного опыта, прошлое и настоящее, настоящее и будущее в культурной традиции. Возрастание значения культуры – константы бытия, носителя подлинных достижений цивилизации, осознание жизненной необходимости ориентации на эти достижения, их сохранения и развития в новых условиях, в «конце века», у порога новой эпохи. 


Литература к курсу

© Кафедра истории зарубежной литературы. 2004