Программы курсов
  Зарубежная литература XVIII в.
     
Библиотека
Кафедра
Лица
Учеба
Наука
Обратная cвязь
 
   
Литература к курсу






Английская литература

Французская литература

Немецкая литература

Итальянская литература
Зарубежная литература XVIII в. (для романо-германского и классического отделений)



Общая характеристика и периодизация литературы XVIII в
.


XVIII век как самостоятельная историко-литературная эпоха. Принципы определения ее хронологических границ. Недооценка переходного периода от XVII века к эпохе Просвещения, исключение его из принятой в учебной литературе периодизации. Социально-политические изменения в западноевропейских странах в 80–90-е гг. («славная революция» в Англии, отмена Нантского эдикта во Франции, социально-экономические преобразования в Германии и т. д.), стимулирующие новые социокультурные процессы. Вызревание новых культурных и литературных тенденций внутри предшествующей эпохи. Своеобразие переходного (1690–1720) и раннего (1720–1740) этапов литературы столетия, особенности зрелого периода (1740–1760). Обоснование культурно-исторического и литературного значения перелома 1760-х гг., специфика развития литературы в 1760–1780-х гг. и его перспективные связи с последующим историко-литературным развитием. Великая французская буржуазная революция как заключительное политическое и социокультурное событие эпохи.
XVIII век как время заката абсолютизма в Европе, постепенного дряхления феодальной системы, век «кризиса европейского сознания». Особенности цивилизационного развития в XVIII столетии. Относительная политическая и военная стабильность Западной Европы. Укрепление гражданского общества. XVIII век как век Просвещения. Проблема Просвещения в современном литературоведении и ее дискуссионные аспекты. Социологизированное представление о Просвещении как о «форме идеологической борьбы третьего сословия с феодализмом». Особенности Просвещения как идеологического движения и специфика его воздействия на литературу. Новейшие представления о соотношении сословий в XVIII веке, отказ от прямолинейного представления о сплошной реакционности дворянства и абсолютной прогрессивности народных движений в эту эпоху. Поиски компромисса между определенными кругами дворянства и буржуазии, встречные процессы «одворянивания буржуазии» и «обуржуазивания дворянства». Приятие идеологии Просвещения различными слоями общества. Общечеловеческое содержание идеалов Просвещения. Просвещение как духовная и интеллектуальная позиция, «мужество пользоваться своим собственным умом» (И. Кант). Просвещение как коллективное движение и индивидуальное действие. Просвещение как не только проект социального совершенствования, но и как пересмотр традиционных форм знания; новые философские, культурные идеи. Внутренняя дифференцированность просветительского движения, полемика внутри Просвещения. Эволюция просветительских идей на различных этапах XVIII века. Просвещение в соотношении с другими идейными течениями столетия. Просвещение и литература, сложное взаимодействие просветительских, антипросветительских и непросветительских идей и художественных тенденций эпохи.
XVIII век как век Разума. Содержание и функция понятия «разум» в XVIII веке: его независимость от истин религиозного откровения и ограниченность опытом. Отличие рационализма XVIII столетия от картезианского рационализма предшествующей эпохи. Эмпирический, экспериментальный и индуктивный рационализм, критика метафизических систем. Рациональное и иррациональное в менталитете человека XVIII века. Взаимодействие рационализма и сенсуализма, рационалистический сенсуализм. Сложная дифференциация и взаимодействие разума и чувства, «естественного» и «культурного» в мироощущении человека XVIII века.
XVIII век как век философов. Основные философские системы столетия, их общественная роль и воздействие на литературу (Локк, Шефтсбери, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм, Кант). Отражение, полемика и развитие философских, научных взглядов в популяризаторских сочинениях философов-просветителей – публицистических и художественных. Философия и религия. «Секуляризация мысли» как одна из главных отличительных черт Просвещения. Специфический характер религиозности в XVIII веке. Деизм как «естественная», «светская» религиозность, как своеобразная форма компромисса между «мирскими» и «церковными» формами жизни, моральными нормами. Роль компромисса в мышлении человека XVIII столетия. Компромисс как способ выражения идейной терпимости, культурного плюрализма. Соединение противоречивых устремлений в компромиссном сознании эпохи: оптимистичности и скептицизма, патетики и трезвости, опоры на естественно-природное и на социальное начала, атеизма и мистики, иронии и меланхолии. Компромисс как основа взаимодействия различных художественных тенденций эпохи.
Соотношение общей периодизации литературы XVIII века с особенностями развития национальных литератур. Проблема традиции и новаторства литературы столетия. Необходимость более четкого ощущения самоценности и эстетической оригинальности литературы этого периода как насущная потребность современной литературной науки. Необоснованность представлений об антиисторизме литературы XVIII века. Исторические и историографические представления этой эпохи, специфика их отражения и развития в художественном творчестве. Особый тип «натуралистического» историзма в эту эпоху и формы художественного историзма в произведениях XVIII века.

Литературные направления XVIII века.

Сложная динамика разнообразных художественных тенденций на протяжении столетия. Несоответствие традиционных схематизирующих представлений о последовательной смене литературных направлений и стилей в XVIII веке. Споры о литературных направлениях эпохи в современном литературоведении. Оценочный характер понятия «просветительский реализм» и неправомерность применения этого термина к литературным явлениям XVIII столетия. Особенности поэтики художественных произведений просветителей (тенденциозность, публицистичность, дидактизм, утопизм и т. д.), включение в нее художественных приемов разных литературных направлений. Классицизм, рококо и сентиментализм как основные литературные направления XVIII столетия.
Сходство и отличие классицизма XVIII века от предшествующего типа классицизма. Роль спора «древних» и «новых» в эволюции классицизма в эпоху Просвещения. Усиление тенденции к оценке собственной эстетики как «истинного стиля», стремление к обобщению закономерностей «правильного» искусства. «Просвещенный вкус» и «здравый смысл» как эстетические критерии классицизма XVIII века. Изменения в классицистической характерологии, одновременное тяготение к обобщенному и индивидуальному. «Античный» и «французский» художественные каноны в классицизме XVIII столетия, споры о них в национальных литературах. Варианты классицизма в XVIII веке – национальные (веймарский классицизм), политико-социальные (революционный классицизм) и т. д. Жанровая система классицизма XVIII столетия, традиционное и новое в ней.
Рококо как одно из ведущих литературных направлений XVIII столетия. Дискуссионное состояние проблемы литературного рококо в современном литературоведении. Вопрос о взаимодействии рококо и Просвещения и варианты его решения. Происхождение термина и его современное значение. Социокультурный генезис литературы и искусства рококо. Кризис «героического» мировоззрения, усиление интереса к частной жизни, формирование категории «интимного». Проблема связи рококо со стилевыми традициями предшествующей эпохи. «Снятие» противостояния барокко и классицизма в эстетике рококо. Философские корни мироощущения человека рококо. Особенности понимания гедонизма как естественной тяги к наслаждению, лежащей в природе человека. Двойственность и снисходительность компромиссной морали рококо. Отсутствие в рококо свойственной барокко метафизичности, преимущественный интерес к повседневной частной жизни современного общества.
Специфика художественной правдивости в рококо: «правда» как «срывание покровов» с частных, интимных сторон жизни, сочетание «естественного» и «скандального». Постижение интимной психологии частного человека как главное новаторство литературы рококо. Стилевые особенности литературного рококо: рококо как искусство метонимии, а не метафоры. Игровое начало в стиле рококо: легкость, изящество художественной структуры, фрагментарность и недоговоренность в развитии фабулы, искусство намека, непринужденность повествовательной манеры, специфическая «устность» литературного языка рококо. Особенности и функция орнаментальности. Система жанров в литературе рококо и ее национальные варианты. Судьба традиций рококо в последующем литературном развитии. Рококо и романтизм. «Второе рококо» на исходе XIX столетия. Рококо и новейшие направления литературы ХХ века.
Состояние проблемы сентиментализма в современной литературной науке, ее дискуссионные аспекты. Сентиментализм и Просвещение, сентиментализм и предромантизм. «Предромантизм» как термин, объединяющий такие тенденции внутри различных художественных направлений, которые свидетельствуют о зарождающихся элементах романтического мироощущения. Неправомерность отождествления предромантизма с сентиментализмом или сведения всех предромантических явлений XVIII века только к сентиментализму. История термина «сентиментализм» и его современное значение. Социокультурный генезис сентиментализма (общественно-политические сдвиги конца XVII столетия, разочарование в большой Истории, интерес к приватной сфере человеческой жизни и т. д.), его связь и отличие от рококо. Сенсуализм как философский исток сентиментализма. Категория «морального чувства» и ее роль в раннем сентиментализме. «Сердце» и «ум», «рассудочное» и «чувствительное», их содержание и эволюция на разных этапах сентименталистической литературы. «Просветительский» и «предромантический» варианты сентиментализма. Проблема воспитания личности, идеи совершенствования общества, жизнестроительства, демократические симпатии «просветительской» сентименталистской литературы. Тяготение к «идиллическому хронотопу», меланхолически-чувствительные повествовательные интонации, обращение к сочувствующему, чувствительному читателю как черты сентименталистского повествования. Интерес к иррациональному, к противоречиям между «сердцем» и «умом», «естественно-природным» и «рассудочно-культурным», к таинственному и непознанному в человеческой душе и мире в позднем, «предромантическом» сентиментализме. Жанровая система литературы сентиментализма и ее эволюция. Развитие сентименталистских традиций и полемика с ними в эпоху романтизма. Сентиментализм и литература XIX–XX вв.
Динамика и взаимодействие различных литературных направлений XVIII века на протяжении столетия. Неравномерность и дискретность их развития. Произведения со «смешанной поэтикой», писатели «универсального» художественного метода, их роль в литературной панораме эпохи.



Английская литература
XVIII в


Особенности социально-политической ситуации в Англии XVIII века. Англия как послереволюционная страна. Интенсивность духовной, общественно-политической и культурной жизни в Англии этой эпохи. Раннее формирование просветительских тенденций в английской литературе. Философские теории Локка, Шефтсбери, Мандевиля; Толанда, Беркли, Юма, их значение для становления и эволюции новой литературы. Роль английской церкви и пуританства в общественных движениях и литературе XVIII столетия. Основные этапы развития английской литературы XVIII века.

Английская литература 1690–1730-х гг. Роль публицистических жанров в развитии новых литературных тенденций. Эссеистика Аддисона и Стиля как пример раннего английского рококо: интерес к частным аспектам жизни, «семейной» тематике, добродушно-иронические интонации повествования, сочетание критичности и снисходительности в оценках характеров и ситуаций.
Творчество А. Поупа – «первого правильного поэта» Англии. Классицистическая эстетика в «Опыте о критике». Жанрово-стилевые особенности сатирической поэмы «Дунсиада». Опыт поэтического рококо в ироикомической поэме «Похищение локона».
Д. Дефо. Путь от журналистики к художественному творчеству. Место «Робинзона Крузо» в романном творчестве писателя и среди других английских романов первой трети века. Специфика трансформации предшествующей жанровой традиции прозы – плутовской, мемуарной, «литературы путешествий». Авантюрное и притчевое в фабуле романа. Концепция «естественного» человека и его варианты в произведении Дефо. Особенности просветительской проблематики и поэтики романа, своеобразие «естественного» стиля. Традиция «робинзонад» в романе XVIII века и значение «Робинзона Крузо» для развития этой традиции. Социально-психологический роман рококо в позднем творчестве писателя («Молль Флендерс», «Роксана»). Роль романистики Дефо в жанровой эволюции европейского романа Нового времени.Д. Свифт. Особое место писателя в английском Просвещении: критика оптимистических упований просветителей и защита просветительских ценностей. Общественно-политическая деятельность Свифта и его публицистика. Специфика сатиры в памфлетах писателя. «Битва книг»: своеобразие взглядов писателя на задачи литературы. «Сказка бочки» как антицерковный памфлет: поэтика заглавия, особенности структуры, проблематика. «Путешествия Гулливера» как пародия на жанр мнимо-подлинных «книг о путешествиях» и как обобщающая сатирическая картина современной европейской действительности. Идеал Свифта и образ Гулливера. Памфлетно-крити-ческие и экспериментально-утопические тенденции в романе. Специфика свифтовской фантастики, ее рационалистическая основа. Особенности художественного метода Свифта.Английская литература 1740–1750-х гг. Творчество Ричардсона. Ричардсон как создатель эпистолярного социально-психологического романа. «Памела», «Кларисса», «Грандисон» – этапы развития жанровой формы эпистолярной романистики. Полемика с рококо и своеобразие раннего сентиментализма в творчестве Ричардсона. Особенности взаимодействия пуританства и просветительства в этических воззрениях Ричардсона и в развитии художественного конфликта его романов.
Основные периоды творчества Филдинга. Продолжение сатирической традиции Свифта в ранних произведениях писателя («История Джонатана Уайльда»). Эволюция творчества Филдинга-романиста. Особенности полемики с Ричардсоном в «Истории Джозефа Эндрюса». «История Тома Джонса» как вершина романного творчества писателя. Соединение теоретической жанровой рефлексии о романе как «комическом эпосе» и авантюрной фабулы «романа большой дороги». Поэтика рококо в «Истории Тома Джонса»: тема найденыша, особенности характера героя, специфика сюжетного развития и функция развязки. Концепция человека у Филдинга и ее соотношение с просветительской традицией.
Смолетт-романист, его место в истории развития жанра романа в Англии XVIII века. Трансформация опыта плутовского романа в романах «Приключения Родерика Зэндома», «Приключения Перигрина Пикля». Особенности сатиры Смоллета.
Развитие сентименталистской поэзии (Томсон, Коллинз, Юнг, Грей): тема природы и «кладбищенская» тема стихотворений и поэм, меланхолия и чувствительность как доминанты лирической интонации. «Опыт об оригинальных сочинениях» Юнга, его значение для развития поэтики сентиментализма.
Жанровые поиски английских драматургов этого этапа: сентименталистские мещанские драмы Лилло, сатирические комедии рококо Филдинга, классицистические трагедии Томсона.

Английская литература 1760–1780-х гг. Своеобразие развития литературных направлений на этом этапе. Особенности позднего английского рококо. Внутренняя дифференциация сентиментализма на этом этапе и его новое взаимодействие с Просвещением и рококо.
Сентименталистская поэзия и ее специфика в этот период (Голдсмит, Каупер, Бернс). Усиление предромантических тенденций: интерес к средневековью, национальным фольклорным традициям. Фольклорные стилизации Макферсона («Песни Осиана»). Особенности поэтического мастерства лирики Р. Бернса: фольклорная основа, соединение юмора и лиризма, специфика поэтических тем. Тема «честной бедности» у Бернса. Бунтарский пафос кантаты «Веселые нищие»: особенности социального критицизма и оптимизм.
Драматургия 60–80-х гг. Сентиментальная комедия и комедия рококо. Творчество Голдсмита и Шеридана. Специфика жанра и метода в сатирической комедии Шеридана «Школа злословия».
Жанровое своеобразие романистики этого периода. Роман Голдсмита «Векфильдский священник»: специфика просветительского сентиментализма. Эпистолярный сентименталистский роман Смоллета «Путешествие Хамфри Клинкера». Творчество Стерна. Литературное новаторство писателя. Стерн и Локк, Стерн и Юм: полемика и усвоение, развитие философских концепций в романном творчестве Стерна. Жанровое своеобразие сентиментально-юмористического романа писателя, особенности композиции и стиля. Интерференция поэтики сентиментализма и рококо в «Сентиментальном путешествии» и «Тристраме Шенди». Роль романов Стерна в эволюции жанра в последующую эпоху. «Готический» роман и его значение (Уолпол, Льюис).



Французская литература XVIII в.

Своеобразие историко-социального развития во Франции XVIII столетия. Проблема датировки новой литературной эпохи. Значение отмены Нантского эдикта, особенности «социальной революции» во Франции на рубеже XVII–XVIII вв. Кризис абсолютизма и неоднозначные последствия его в культуре и литературе эпохи. Своеобразие французского Просвещения как наиболее радикального среди других национальных типов этого всеевропейского движения. Основные этапы литературного развития во Франции XVIII столетия.

Французская литература 1690–1720-х гг. Формирование поэтики рококо в поэзии (Шолье, Лафар) и прозе этого периода. Особенности ранней драматургии ХVIII века (классицистические комедии Реньяра, сатирические пьесы Лесажа, любовно-психологические и философско-утопические комедии Мариво).
Творчество Лесажа и проблема художественного метода писателя. Трансформация традиции мольеровского театра в драматургии Лесажа («Тюркаре»). Роман «Жиль Блас»: переходность жанровой формы и поэтики произведения, традиционное и новаторское в нем.
Творчество Мариво. Любовно-психологическая комедия рококо «Игра любви и случая». «Жизнь Марианны» Мариво как классический роман французского рококо. Жанрово-стилевое своеобразие романа. «Мариводаж» и его особенности. Значение психологического мастерства Мариво в развитии традиций психологической прозы XVIII (Ричардсон, Стерн, Шодерло де Лакло) и XIX вв. (Мюссе, Пушкин).

Творчество Прево и его судьба в истории литературы. «Манон Леско» – шедевр социально-психологического романа рококо. Творческая история романа. Особенности конфликта и системы персонажей. Дискуссионные проблемы в истолковании романа. Романтическая трактовка коллизии произведения как «трагедии». Роман Прево как «печальная комедия». Образ Манон Леско, его основные трактовки и роль в последующей литературной традиции.
Просветительская литература первого периода французской литературы XVIII века. Монтескье – автор «Персидских писем» – «подлинного манифеста эпохи Просвещения». Художественное своеобразие «персидской» темы в романе. Сатира на государственный строй Франции. Особенности эпистолярного повествования. Специфика взаимодействия просветительской поэтики и поэтики рококо в «Персидских письмах». Значение «Размышления о причинах величия и падения римлян» в становлении исторической науки. Ведущие идейные тенденции «Духа законов» Монтескье.
Французская литература 1730–1750-х гг. Расцвет просветительского движения на этом этапе. Творчество Вольтера – центральное явление зрелого французского Просвещения. Основные периоды литературной деятельности Вольтера. Особенности мировоззрения писателя. Вольтер и церковь, Вольтер и религия. Этико-философские и социально-политические взгляды Вольтера. Вольтер как историк и значение исторических трудов Вольтера. Эволюция художественного творчества писателя. Просветительский классицизм в трагедиях Вольтера («Царь Эдип», «Заира», «Магомет»). Антиклерикальный смысл ироикомической поэмы «Орлеанская девственница». Жанровые особенности и поэтика рококо в произведении. Пушкин о поэме Вольтера. Своеобразие жанра философской повести у Вольтера: рационалистическая заданность сюжета, тезисность основного конфликта, полемическая направленность, иллюстративность сюжетных ситуаций и образов. «Кандид» как лучший образец философско-художественной прозы Вольтера.
Двойная художественная задача писателя: пародирование романических клише и опровержение определенного философского тезиса. Специфика системы персонажей в «Кандиде». Особенности критицизма повести и специфика образа Эльдорадо как пародии на утопию. Сложность и глубина конечного вывода в произведении. Переплетение тенденций классицизма и рококо в поэтике «Кандида». Особенности идейно-художественной полемики с Руссо в повести Вольтера «Простодушный». Воздействие сентиментализма на поэтику произведения. Историко-литературное и общественное значение творчества писателя. Вольтер и вольтерьянство. Вольтер и Россия эпохи Просвещения Пушкин о Вольтере.«Энциклопедия» как высшее выражение французского Просвещения. Дидро и другие энциклопедисты (Гельвеций, Гольбах, д’Аламбер), особенности их мировоззрения. Дидро как наиболее диалектически мыслящий писатель просветительской эпохи. Теория драматургии у Дидро: полемика с классицистическим театром XVII века и рационалистическая основа его собственной театральной эстетики («Разговор о «Побочном сыне», «Рассуждение о драме»). Теоретические положения эстетики театра у Дидро и его драматургическая практика. «Слезливые комедии» «Побочный сын», «Отец семейства», сентименталистская основа их поэтики. Дидро-романист и его эволюция. «Монахиня» как просветительский сентименталисткий роман: сочетание открытой проблемности, тенденциозности, экспериментальной «выстроенности» сюжета со стремлением к естественному и психологически достоверному эмоциональному повествованию. Жанровое своеобразие «Племянника Рамо». Место этого произведения в развитии традиции романа-диалога. Тип сентиментально-юмористического романа в творчестве Дидро («Жак-фаталист»). Дидро и русская культура XVIII века.
Творчество Руссо и его периодизация. Место Руссо в просветительском движении: мировоззрение Руссо как пример полемики Просвещения с самим собой, дифференцированности и разнообразия просветительских концепций. Руссо и руссоизм. Специфика философских, социально-политических и исторических взглядов Руссо и их отражение в трактате «Общественный договор». Философский роман-трактат о воспитании «Эмиль» и его воздействие на педагогические концепции XVIII–XIX вв. Эпистолярный сентименталистский роман «Юлия, или Новая Элоиза». Проблемность романа, социально-психологический смысл основного конфликта в нем. Тема сословного неравенства. Духовная драма главных героев романа, этапы любовно-психологического и этического конфликта, специфика сентименталистского психологизма. Своеобразие морализации в произведении. Новаторство Руссо в создании сентименталистского романа-исповеди («Исповедь»).
Специфика автобиографизма, влияние «Исповеди» на последующее развитие жанра романа-автобиографии. Руссо как «предромантик».
Литература 1770–1790-х гг. Романное творчество последователей Руссо (Бернарден де Сен-Пьер, Мерсье, Шодерло де Лакло, Ретиф де ла Бретон).
Драматургия Бомарше. Эстетические взгляды писателя (пре-дисловие к пьесе «Евгения»). Трилогия о Фигаро. Эволюция образа демократического героя от «Севильского цирюльника» к «Женитьбе Фигаро». Политическое и художественное значение «Женитьбы Фигаро». Острота просветительской проблемности пьесы, ее критицизм и жанрово-стилевые особенности комедии рококо в ее поэтике. Пушкин о комедии Бомарше. Герцен о Бомарше. Влияние драматургии писателя не только на теорию литературы, но и музыки (Моцарт, Россини).



Немецкая литература XVIII в.

Особенности развития социально-экономических отношений нового типа в Германии XVIII столетия. Специфические задачи немецкого Просвещения: политико-идеологические (национальное объединение), эстетические (формирование литературного языка). Неравномерность темпов и этапов литературного развития Германии на протяжении столетия, особая пестрота и сложность развития литературных направлений. Барокко в Германии XVIII века. Разнообразие литературных течений и вариантов внутри немецкого классицизма (Готшед, Винкельман, «веймарская классика»), рококо (ранее непросветительское рококо – просветительское рококо Виланда), сентиментализма («швейцарцы», «штюрмеры»). Основные этапы немецкой литературы XVIII столетия и их периодизация.

Немецкая литература 1690–1720-х гг. Время формирования раннего немецкого рококо (Х. Вейзе) и философская «подготовка». Просвещения (Лейбниц, Вольф). Общеевропейское значение немецкой философии этого периода и особенности полемики с ней. Барочная лирика И. К. Гюнтера.

Немецкая литература 1730–1740-х гг. Становление немецкого классицизма XVIII века и роль в этом процессе Готшеда. Пафос реформаторства в литературной и театральной деятельности писателя. Призыв к тщательному подражанию французской классицистической драматургии как способу исправления художественного вкуса и достижения высоких эстетических результатов. Педантизм и рассудочность готшедовской литературной реформы. Полемика с Готшедом в немецкой литературе. Сентименталистская эстетика «швейцарцев» (Бодмер, Брейтингер): отстаивание прав поэтического воображения. Поэзия немецкого рококо (Ф. Хагедорн). Ранняя немецкая просветительская сатира (Лисков, Рабенер). Утопический роман-«робинзонада» И. Шнабеля «Остров Фельзенбург». Творчество «антипросветителя» Х. Ф. Геллерта. Своеобразие басен писателя, специфика морализации в них. Сентименталистский роман Геллерта «Жизнь шведской графини».

Немецкая литература 1750–1760-х гг. Дальнейшее развитие эстетики классицизма в Германии. Эстетическая теория Винкельмана и ее значение. Полемика с немецким барокко. Своеобразие представления об античном искусстве как об идеале гармонии, простоты и величия.
1750–60-е гг. как «эпоха Лессинга». Роль Лессинга в развитии немецкого Просвещения. Формирование и развитие эстетических взглядов писателя. «Литературные письма», «Лаокоон», «Тамбургская драматургия». Критика Лессингом французского классицизма и его эпигонов. Полемика с Готшедом и Винкельманом и близость с ними в отдельных моментах эстетической теории, в рационалистической аргументации. Соотношение теоретических положений с драматургической практикой Лессинга. Эволюция Лессинга-драматурга. «Эмилия Галотти» как ключевое произведение творчества драматурга. Соединение античной основы фабулы, итальянского контекста событий и опыта немецкой общественной жизни в сюжете пьесы. Протест против произвола немецкого абсолютизма. Жанровое своеобразие «Эмилии Галотти» как «бюргерской трагедии»: просветительская проблемность и сентименталистская патетика. «Натан Мудрый» как просветительская драма-притча о терпимости. Особенности классицизма в драме.
Литературная деятельность Виланда. Виланд как переводчик Шекспира. Философско-сатирический роман «История абдеритов». Просветительский роман воспитания «История Агатона», его роль в развитии жанра немецкого воспитательного романа. Своеобразие просветительского рококо Виланда. Творчество Клопштока и его роль в развитии немецкой сентименталистской литературы. Особенности теоретических взглядов писателя на поэтический язык. Оды Клопштока: описания природы, морально-философские размышления в них и специфика сентименталистского поэтического стиля. Религиозно-философская поэма Клопштока «Мессиада».

Немецкая литература 1770–1790-х гг. Движение «Бури и натиска» как полемика с ранним немецким Просвещением и как динамическое развитие просветительских идей и тенденций в Германии. Литературная программа штюрмеров. Специфика сентиментализма и руссоизма писателей «Бури и натиска». Гердер как теоретик и вдохновитель штюрмерского движения, как выдающийся историк культуры. Гердер о Шекспире и защите национальных традиций литературы. Заслуги Гердера в развитии фольклористики («Голоса народов в песнях»). Специфика историко-культурных взглядов Гердера и эволюция художественного историзма в XVIII веке («Идеи к философии истории человечества»).
Особенности штюрмерской поэзии («Союз Рощи» – Фосс, Бюргер) и драматургии (Клингер, Ленц). Роман Клингера «Фауст»: своеобразие сюжетной трансформации легенды о Фаусте. Фауст как «бурный гений». Особенности проблематики и поэтики романа.
Штюрмерский период творчества Гете и Шиллера. Эстетические искания раннего Гете и его «шекспиризм» («Ко дню Шекспира»). Своеобразие лирики Гете штюрмерского периода. «Страдания юного Вертера» как сентименталистский роман. Особенности романного повествования в контексте традиции эпистолярной прозы. Психологизм и социальность «Вертера». Воздействие гетевского романа на эволюцию европейской романистики рубежа XVIII–XIX вв. Шиллер периода «Бури и натиска». Бунтарский характер и жанровое новаторство его ранней драматургии («Разбойники», «Коварство и любовь»).

Особенности поэтики сюжета: использование известного литературного мотива, коллизии и их актуализация. «Дон Карлос» как переломное произведение в развитии драматургии Шиллера: трансформация типа героя, тематики, стилистики.
Гете и Шиллер в 80-е – 90-е гг. Становление концепции «веймарского классицизма» в их творчестве. «Ифигения в Тавриде» как образец веймарского классицизма. Веймарские классики и античность. Эстетические воззрения Шиллера. Шиллер и Кант. Историческая драматургия Шиллера (трилогия о Валленштейне), ее соотношение с эстетической теорией писателя «Вильгельм Телль» как тираноборческая драма. Баллады Шиллера, поэтическое и драматическое в них. Шиллеровские баллады в переводах Жуковского. Шиллер в России, его воздействие на русскую культуру и литературу XIX века.
Позднее творчество Гете как проявление «художественного универсализма» писателя. Философская лирика («Западно-восточный диван»), роман воспитания («Вильгельм Мейстер»). Формирование концепции «мировой литературы» у Гете. «Фауст» как вершина творчества писателя и художественный синтез немецкого Просвещения. Творческая история произведения. Проблема жанра «Фауста»: «трагедия», «драматическая поэма», «универсальное произведение» и т. д. Философская проблематика «Фауста», роль пролога как его символико-философского «ключа». Своеобразие и этапы развития основного конфликта. Соотношение первой и второй части «Фауста», сказочно-фантастическое и символико-мифологическое в них. Различные концепции финала «Фауста». «Фаустовская» тема в литературе XIX–XX вв. Значение творчества Гете. Гете и русская литература.



Итальянская литература XVIII в.
Этот раздел предлагается изучить самостоятельно.

Особенности социально-политических условий в Италии XVIII века. Своеобразие итальянского Просвещения и специфика развития литературных направлений и жанров. Отрицательное отношение писателей XVIII столетия к литературным тенденциям предшествующего периода. Роль французского классицизма в развитии литературы в Италии и борьба с «франкоманией» в процессе утверждения национальных форм классицизма.
Жанр мелодрамы в итальянском театре XVIII века. Мелодрамы Метастазио. «Трогательное» как важная составляющая мелодраматического сюжета. Упадок комедии дель арте и борьба с ней в творчестве Гольдони. Гольдони как реформатор итальянского театра, основоположник национальной итальянской драматургии. Мольеровские традиции и поэтика рококо в комедиях Гольдони. Отказ от персонажа-маски и психологизация характера. Демократические персонажи пьес Гольдони и их роль в развитии комедийного действия («Слуга двух господ», «Трактирщица»). Значение творчества Гольдони для развития западноевропейской комедии XVIII века.
Гоцци и его роль в итальянском театре XVIII столетия. Антипросветительская позиция Гоцци. Защита Гоцци комедии дель арте и полемика с Гольдони. Жанровое своеобразие «фьябы»: традиции народной сказки и комедии дель арте. Своеобразие фантастики и иронии, особенности рококо во «фьябах» «Любовь к трем апельсинам», «Принцесса Турандот». Трагедии Альфьери: своеобразие использования античного сюжета. «Трагедии тирании» и «трагедии свободы». Особенности классицизма драматургии Альфьери
.


Литература к курсу

  © Кафедра истории зарубежной литературы. 2004