Программы курсов
  Зарубежная литература Возрождения
     
Библиотека
Кафедра
Лица
Учеба
Наука
Обратная cвязь
 
   
Литература к курсу






Итальянская литература


Немецкая литература

Французская литература

Испанская литература

Английская литература
Зарубежная литература эпохи Возрождения (для романо-германского отделения)





Введение
.



Хронологические границы и стадиальное место эпохи Возрождения в европейском историческом процессе.
Социально-историческая обстановка в Западной Европе. Рост городов и усиление влияния средневекового бюргерства; борьба центробежных и центростремительных сил в социально-политической жизни; изменения в социальном положении рыцарства, его перерождение в дворянство; борьба между светской и церковной властью; процесс формирования европейских наций, национальных государств, языков и литератур.
Многосоставность и противоречивость культуры эпохи Возрождения. Ее связь с ранним и зрелым Средневековьем. Роль фольклорной и низовой городской культуры как передатчицы средневековой традиции. Судьбы феодально-рыцарской культуры в период Возрождения; трансформация куртуазных идеалов, их взаимодействие с религиозными и ренессансно-гуманистическими ценностями и место в духовной жизни эпохи. Влияние католической церкви, христианской идеологии и схоластической философии на культуру Возрождения. Кризис официального католицизма и схоластического рационализма; его последствия.
Возникновение церковных институтов и их роль в распространении христианства. Значение монастырей для средневековой культуры. Особенности установления христианства на территориях с преобладающей «варварской» картиной мира (Исландия, Ирландия, Англия).
Ренессансный гуманизм как новое течение в культуре Западной Европы. Проблема античного наследия в Средние века. Расширение умственных запросов, рост образования и светской городской культуры как условие и причина возникновения движения за возрождение греко-римской древности. Основные особенности ренессансного гуманизма. Гуманизм и средневековая культурная традиция. Синтез христианской идеологии и античной учености как основная цель ренессансного движения. Возрождение гуманистами античных знаний о природе, античной философии, риторики, поэтики и поэзии. «Подражание» древним и «соревнование» с ними. Проблема культурного и лингвистического двуязычия. Учение гуманистов о сущности человека; «природа» и «культура»; специфика ренессансного антропоцентризма; идея «универсального человека» и задачи ренессансной педагогики. Гуманистические представления о природе поэзии и о миссии поэта. Гуманисты и католическая церковь. Роль и место ренессансного гуманизма в духовной жизни эпохи; его историческая судьба.
Понятие о Реформации. Причины возникновения реформационного движения. Религиозный, социально-политический и культурный смысл борьбы протестантов с папской церковью. Учение о человеческой личности. Влияние Реформации на духовную жизнь эпохи Возрождения, ее соперничество с ренессансным гуманизмом и ее историческая роль.
Развитие мистических учений как реакция на кризис схоластики. Влияние мистицизма на культуру и литературу.
Причины расцвета пантеистической натурфилософии в эпоху Возрождения; понятие о натурфилософской картине мира; ее близость обыденному миросозерцанию эпохи и отражение в литературе. Отношение натурфилософии к официальному католицизму, к мировоззрению реформаторов и ренессансных гуманистов.



Итальянская литература.

Условия и причины возникновения ренессансного движения в Италии. Периодизация итальянской литературы эпохи Возрождения.

Литература раннего Возрождения (Треченто).

Социально-историческая обстановка в Италии в конце XIII – первой половине XIV в. Первые проявления ренессансной культуры и ее влияние на литературу.
Жизнь и творчество Ф. Петрарки. Петрарка – первый европейский гуманист. Его отношение к религии и схоластике. Рецепция и пропаганда римской поэзии и риторики; возвышение латинского языка как языка культуры; гуманистический критерий личности у Петрарки. Самооценка Петрарки и ее литературное выражение («Письмо к потомкам» и др.). Борьба «между Христом и Цицероном» («О презрении мира»). Гуманистический тезис о «подражании древним» и латинская поэзия Петрарки («Африка» и др.). Итальянская лирика Петрарки; ее средневековые и римские истоки. Поэтическое новаторство Петрарки в «Книге песен». Образ Лауры и художественные средства его создания. Образ «лирического героя» и характер лирической интроспекции в сонетах. Герой «между Мадонной и Лаурой» как основной мотив « Книги песен»; прием антитезы. «Петраркистский стиль» и его влияние на развитие европейской ренессансной поэзии.

Жизнь и творчество Дж. Боккаччо. Контаминация средневековой топики, античной мифологической образности и риторических приемов как принцип литературного мышления Боккаччо.
Раннее творчество Боккаччо. Общая характеристика. Мотив любви в произведениях «неаполитанского периода» («Амето», «Фьезоланские нимфы») и его гуманистический смысл; жанр пасторали в ранних произведениях Боккаччо и проблема ренессансной пасторальной идиллии. Автобиографизм и риторический психологизм в «Элегии мадонны Фьяметты». Зрелое творчество Боккаччо. Влияние Петрарки. Значение «Декамерона» для развития итальянской художественной прозы. Связь сборника со средневековыми и античными культурными традициями; его идейные, сюжетные и образные источники. Литературно-риторическая обработка традиционных повествовательных жанров как художественный принцип «Декамерона». Классификация новелл; расположение новелл в сборнике и их «диалогическое» взаимодействие. Идейный смысл «Декамерона». Ренессансная утопия и общество рассказчиков; функция обрамляющего повествования в сборнике. Влияние Боккаччо на развитие итальянской и европейской новеллистики.

Литература зрелого Возрождения (Кватроченто)

Упрочение ренессансной идеологии в крупных итальянских городах XV в. Расширение интеллектуального кругозора гуманистов; освоение греческого культурного наследия. Бруни и античный стоицизм; Валла и эпикуреизм; понятие о ренессансном неоплатонизме; Платоновская академия; Фичино и Пико делла Мирандола; влияние неоплатонизма на литературу эпохи Возрождения. Возрастающая роль древних языков; возрождение античных литературных жанров и расцвет неолатинской поэзии.

Взаимодействие антикизирующей и средневековой тенденций в литературе XV в. Флоренция как крупнейший культурный центр Кватроченто. Опыты создания гуманистической поэзии на итальянском языке. Кружок Лоренцо Медичи.
Праздничная театральность придворной флорентийской культуры. Лоренцо Медичи как поэт. Ренессансно-гуманистические идеалы в «Сказании об Орфее» Полициано. Проникновение средневекового комизма в «ученую» письменную литературу. Комические обработки рыцарских сюжетов. Бурлеск в поэме Пульчи «Морганте».
Феррара как центр схождения куртуазных и гуманистических традиций. Возникновение ренессансной рыцарской поэмы. «Влюбленный Роланд» Боярдо. Происхождение сюжета и его литературная обработка; отношение автора к системе куртуазных ценностей; роль авантюрного и сказочно-фантастического элементов; композиционное строение поэмы и его функция; пародийно-игровой принцип. Развитие традиций Боярдо в «Неистовом Роланде» Ариосто; сюжет и композиция поэмы; серьезность и ирония; смешение стилей как повествовательный принцип Ариосто; роль фантастики; «образ автора» и авторская позиция в поэме.

Литература позднего Возрождения (Чинквеченто)

Социальное развитие и культурная обстановка в Италии XVI в. Расширение сферы влияния гуманистической идеологии и оппозиция к ней. Соперничество неолатинской поэзии и поэзии на итальянском языке. Бембо как теоретик национального литературного языка; Бембо и зарождение петраркизма. Проблема предклассицизма. Аристократическое направление в ренессансной литературе. Причина расцвета и основные особенности пасторали в XVI в. «Аркадия» Саннадзаро. Пастораль как общеевропейский ренессансный жанр. Синтез гуманистических ценностей и аристократической галантности в «Придворном» Кастильоне. Возникновение маньеризма и его основные черты. Творчество Тассо. «Освобожденный Иерусалим» и развитие жанра ренессансно-рыцарской поэмы; черты сходства и различия с «Неистовым Роландом» Ариосто. Синтез античной топики, рыцарских ценностей и христианско-католических идеалов в поэме; «Освобожденный Иерусалим» как опыт создания религиозно-героического эпоса. Сюжет и композиция поэмы; роль «романических» элементов. Тассо и маньеризм.
Роль Италии в создании ренессансной драматургии и театра. Разрыв гуманистов с религиозно-дидактической драмой Средневековья и обращение к античным образцам. Первые постановки пьес римских комедиографов и трагиков в XV в. Перенос характеров и положений из римской комедиографии на итальянскую почву и возникновение «ученой комедии»; новеллистическое начало в «ученой комедии». Драматургическое творчество Ариосто, Макиавелли, Аретино, Бруно и др. «Мандрагора» Макиавелли как пример «ученой комедии». Возникновение комедийного канона. Влияние итальянской комедии на европейскую драматургию XVI–XVII вв.
Возрождение античной теории драмы (поэтики Аристотеля и Горация) и возникновение ренессансной трагедии на античные мифологические и исторические сюжеты (Триссино и др.) Создание и развитие предклассицистской теории драмы. Возникновение и развитие «кровавой мелодрамы»; создание жанра трагикомедии.
Фарсовые и буффонно-площадные истоки народной комедии дель арте; влияние на нее гуманистической традиции; характерные типы и «маски»; сценарий и импровизация; литературная судьба и культурное влияние комедии дель арте.



Немецкая литература.

Социально-историческая обстановка в Германии во второй половине XV–XVI в. Итальянский Ренессанс как импульс для возникновения первых гуманистических кружков; их влияние на культуру университетских городов. Критический рационализм немецких гуманистов и борьба со схоластической авторитарностью. Специфика северного гуманизма: использование филологической образованности для решения богословских вопросов.

Периодизация немецкой литературы эпохи Возрождения.

Риторическая культура и неолатинская литература немецких гуманистов конца XV в. (Цельтис и др.). Роль мистиков (Мейстер Экхарт) в распространении христианского неоплатонизма; антисхоластический идеал «нового благочестия» и его влияние на духовную атмосферу в Германии.
Религиозно-этические взгляды и деятельность Рейхлина. «Письма темных людей» как гуманистическая сатира на церковный обскурантизм. «Диалоги» У. фон Гуттена как антиклерикальный памфлет.

Реформация в Германии. Истоки реформационного движения. Жизнь и деятельность Лютера. Основные положения его учения. Реформация и папский католицизм. Реформация и гуманизм. Социально-политическая и культурная роль Реформации; ее историческое значение. Роль Лютера в создании немецкого литературного языка.
Великая крестьянская война и «народная реформация» Мюнцера. Религиозно-этическая и социально-политическая программа Мюнцера. Агитационно-политическая литература эпохи Великой крестьянской войны. Народная массовая литература в первой половине XVI в. Ее источники (средневековые предания, христианские легенды, городской фольклор, рыцарский роман) и причины расцвета. «Тиль Эйленшпигель» как авантюрный народный роман. Отражение мифопоэтических и натурфилософских представлений позднего Средневековья в «народных книгах» о Докторе Фаусте.

Бюргерская литература; ее связь с традициями средневековой сатирической дидактики. Возникновение и популярность «литературы о глупцах». Сатира и морализм в «Корабле дураков» Бранта. Стихотворные сатиры Мурнера. Гробианская литература. Гуманизм и протестантизм в антикатолических сатирах Фишарта. Сакс как крупнейший представитель бюргерской литературы. Литературные источники, тематика и жанровый состав его поэзии; типы сюжетов и персонажей; позиция Сакса в религиозной борьбе и бюргерская мораль его творчества.
Северное Возрождение и деятельность Эразма Роттердамского. Эразм как создатель «христианского гуманизма». Его позиция по отношению к католической церкви, схоластической теологии и к Реформации. Антидогматизм, рационализм и просветительство как сущность эразмианства. Значение филологической деятельности Эразма (критическое издание Нового завета и др.) для выработки «гуманистического богословия». Латынь как язык Эразма-писателя. Его философско-публицис-тические сочинения и эпистолярное наследие. Гуманистическая педагогика. Художественные произведения Эразма. «Похвала Глупости» как философская сатира. Образ Мории. Прием парадокса и характер смеха в «Похвале». Бытовая сатира и воспитательная программа в «Разговорах запросто». Эразм и европейская гуманистическая «республика ученых». Влияние Эразма на философскую и литературную мысль XVI–XVII вв.





Французская литература.

Периодизация историко-литературного процесса во Франции в эпоху Возрождения.

Влияние итальянского Ренессанса на французскую культуру; французские гуманисты первой половины XVI в. Отношение королевской власти к гуманизму. Деятельность Бюде и Лефевра д’Этапль. Развитие светского образования. Гуманизм и католическая церковь. Возникновение и упрочение реформационного движения во Франции. Учение Кальвина. Отношение Реформации к гуманизму, влияние на литературу.
Развитие поэзии в первой половине XVI в. Средневековая традиция в творчестве Маро; жанровый состав его лирики: влияние на Маро гуманистической духовной атмосферы и протестантской идеологии. Христианский гуманистический неоплатонизм в поэзии Маргариты Наваррской. Соединение куртуазной традиции, петраркизма и неоплатонизма в творчестве представителей лионской школы. Неолатинская поэзия во Франции.
Развитие жанра новеллы; ее связь со средневековой повествовательной традицией и с итальянской ренессансной новеллистикой. Возникновение новеллистических сборников. Повествовательная техника и специфика комизма в «Новых забавах и веселых разговорах» Деперье. Историко-литературное значение «Гептамерона» Маргариты Наваррской; сходства и различия с «Декамероном»: особенности новелл, их расположение в сборнике; функция рассказчиков и их диалогов. Моралистическая направленность «Гептамерона».

Жизнь и творчество Рабле.
Жанровые источники и литературный генезис романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Сюжет и композиция романа. Тематика Первой и Второй книг, образы королей; схоластическое образование и гуманистическая педагогика; тема гуманистической утопии и Телемское аббатство. Третья книга; Панург как пикарескный персонаж; проблема свободного выбора; развенчание общепринятых верований и представлений. Четвертая и Пятая книги, критическая панорама социальных институтов и мировоззрений эпохи. Культурное многоголосие и энциклопедизм в «Гаргантюа и Пантагрюэле». Смеховая стихия в романе и ее связь с народной комикой. Пародирование культурных ценностей современности как конструктивный принцип Рабле; ирония, сарказм, гротеск, гипербола, смещение пропорций; языковая игра в романе. Антидогматизм и жизнеутверждение как этическая установка Рабле. Место романа в литературной жизни эпохи.

Развитие ренессансно-гуманистической поэзии во второй половине XVI в. Плеяда. Теоретическая программа в «Защите и прославлении французского языка» Дю Белле (соревнование с древними, развитие литературы на национальном языке, жанровая реформа, назначение поэзии и призвание поэта).
Творчество Ронсара. Обращение Ронсара к греко-римскому культурному и поэтическому наследию. Разработка высокого лирического канона: тематика и мифологическая топика в «Одах» и «Гимнах». Петраркистско-неоплатоническая лирика Ронсара («Любовь к Кассандре»). Попытка создания национальной эпопеи («Франсиада»). Разработка буколико-идиллического («Любовь к Марии») и гривуазного («Книжка шалостей») канонов. Классицизм и маньеризм в петраркистских «Сонетах к Елене». Творчество Дю Белле. Традиции петраркистского сонета и сборник «Олива». Тематика «Древностей Рима». Античная ситуативная схема («Скорбные элегии» Овидия) и индивидуальность лирического переживания в сборнике «Сожаления». Историческое значение Плеяды.
Ренессансная «ученая» драматургия. Отношение гуманистов к средневековому театру и их ориентация на античные и итальянские образцы. Гуманистические поэтики. Ренессансная комедия. Гарнье как трагедиограф. Роль французской ренессансной драматургии в подготовке классицизма.
Поздний Ренессанс и «Опыты» Монтеня. Познание человека как цель Монтеня; изменчивость и многозначность человеческой природы; множественность философско-этических суждений о ней; критический анализ античных и современных мнений о человеке. Композиция «Опытов»; роль интроспекции и психологизма. Монтень о человеческом разуме; характер скептицизма Монтеня; его этическая программа. Влияние Монтеня на моралистическую литературу XVII–XVIII вв.

Гугенотская поэзия; ее религиозная направленность. Синтез античной и библейской топики в творчестве авторов-гугенотов; символизм и аллегоризм их мышления. Отражение натурфилософских представлений о мироздании и космизм «Недели» Дю Бартаса; учительный пафос поэмы. Проблематика «Трагических поэм» д’Обинье; толкование социально-религиозных конфликтов эпохи; приемы антитезы и контраста; профетизм и патетизм поэмы. Маньеристские и барочные черты в творчестве поэтов-гугенотов.




Испанская литература.

Особенности социально-политического развития Испании в конце XV–XVI вв. Специфика духовной жизни в Испании. Роль народного средневекового миросозерцания; придворно-аристократическая культура; влияние религиозно-мистических настроений.
Зарождение гуманистического движения, его национальные особенности и место в духовной жизни страны. Связь испанского гуманизма с католической традицией; влияние «христианского гуманизма» и эразмианства; гуманистический синтез «ученого» и народного начал.

Периодизация литературного процесса в Испании.

Развитие устной лиро-эпической поэзии; романсы, их тематика и формальные особенности, влияние на письменную литературу.
Гуманизм и мистицизм в испанской лирике XVI в.
Роман и его жанровые разновидности. Генезис рыцарского романа, связь с классическим куртуазным романом Средневековья и с итальянскими рыцарскими поэмами, система куртуазных ценностей и авантюрно-фантастическое начало в испанском рыцарском романе; «Амадис Галльский». Среда бытования и причины популярности жанра. Пасторальный роман как продукт синтеза дворянско-аристократической и гуманистической культур; влияние итальянской пасторали; принцип идеализации и поэтика жанра; «Диана» Х. Монтемайора. Литературные истоки и причины возникновения плутовского романа; основные особенности: образ пикаро, автобиографизм и авантюрность, экстенсивность сюжета; сатирическая нравоописательность, проблема авторской позиции; «Жизнь Ласарильо с Тормеса» как первый образец жанра; его дальнейшая эволюция; «Гусман де Альфараче» Алемана.

Жизнь и творчество Сервантеса. Пасторальный роман «Галатея». Учено-гуманистическая драматургия Сервантеса; народно-героическая тема в «Нумансии». «Назидательные новеллы»; авантюрные новеллы с любовно-героическим сюжетом; нравоописательные новеллы с плутовским сюжетом; пасторальный и плутовской элементы в «философских» новеллах. «Странствия Персилеса и Сихизмунды» как опыт реформирования рыцарского романа.
Жанровый синтез в «Дон Кихоте». Пародийный замысел романа и его реализация. Сюжет и композиция «Дон Кихота». Столкновение рыцарских книжно-поэтических идеалов с действительностью как источник романических коллизий; характер изображения социально-культурной жизни Испании. Дон Кихот как «мудрец», Дон Кихот как «безумец»; фольклорно-мифологическое происхождение и функция образа Санчо Пансы. Серьезная и буффонно-плутовская стихии в романе; роль вставных эпизодов; стилистика романа и традиции гуманистической риторики. Судьба «Дон Кихота» в европейской культуре Нового времени.

Развитие испанской драмы; народно-фарсовая и учено-гуманистическая традиция в испанской ренессансной драме первой половины XVI в.; творчество дель Энсино, Торреса Наарро, де Руэды. Народное влияние и классицистические тенденции в испанском театре второй половины XVI в. Национально-исторические драмы и бытовые комедии де ла Куэвы.

Жизнь и творчество Лопе де Вега. Проблемы национальной драмы в трактате «Новое искусство сочинять комедии в наше время»; отношение Лопе к аристотелевской поэтике и ориентация на массового зрителя. Жанровая классификация пьес Лопе де Вега. Проблема народа и государя в исторических драмах; характер сюжетной коллизии; «Звезда Севильи». Народно-героические драмы. «Фуенте Овехуна». Конфликт любовного чувства и сословной морали в комедиях «плаща и шпаги», функция интриги; характерные амплуа персонажей; образы слуг. Комедийный канон в драматургии Лопе де Вега; «Собака на сене». Религиозные пьесы. Историческая роль драматургии Лопе де Вега.





Английская литература.

Социально-историческое развитие Англии в XVI в. Католицизм и Реформация. Возникновение гуманистического движения и его специфика.

Периодизация литературного процесса в Англии.

Оксфордский кружок гуманистов. Жизнь и деятельность Мора; позиция Мора в религиозной борьбе эпохи; Мор и Эразм. Идейные и жанровые источники «Утопии»; ее сюжетно-композиционное строение; критика Мором европейских социальных порядков; изображение идеального состояния общества. Мор у истоков европейского утопического социализма.
Влияние Италии и Франции на развитие английской гуманистической поэзии первой половины XVI в.; английский петраркизм и жанровая реформа в лирике; историко-литературная роль Уайета и Серрея. Поэзия во второй половине XVI в.; сонеты Сиднея; гуманистические принципы поэтики в его трактате «Защита поэзии». Творчество Спенсера; синтез куртуазных ценностей и гуманистических идей в «Королеве фей»; моральный аллегоризм и учительная направленность поэмы.
Развитие английской прозы во второй половине XVI в. «Эвфуэс» Лили как проявление галантно-ученой тенденции в гуманистической культуре; европейская риторическая стилистика и возникновение эвфуизма; его влияние на английскую литературу. Влияние итальянской и испанской пасторали на английскую прозу; «Аркадия» Сиднея; галантная и пасторальная традиция в романах Лоджа и Грина. Плутовской роман; соотношение плутовского и нравоописательного начал в «Злополучном путешественнике» Нэша. Поэтизация ремесленного труда в бытовом романе Делони «Джек из Ньюбери».

Развитие драмы во второй половине XVI – начале XVII в. Роль средневековой театральной традиции и ее воздействие на гуманистическую драму; влияние античной и западноевропейской предклассицистской традиции. Школьный, придворный и общедоступный театр; его роль в общественной и религиозной борьбе. Средневековые моралите и интерлюдии в творчестве Бейля и Хейвуда. Античная мифологическая топика в пасторальных драмах Лили. «Испанская трагедия» Кида как образец «кровавой мелодрамы». Элементы народного и гуманистического театров в драматургии Грина.
Жизнь и творчество Марло. Обработка народной легенды в «Трагической истории Доктора Фауста», коллизия в «Мальтийском еврее». Космизм художественного мира Марло и титанизм его героев; гиперболизм как конструктивный принцип Марло-драматурга. Марло как предшественник Шекспира.
Театральная борьба на рубеже XVI–XVII вв. Усиление классицистских тенденций в драме; развитие гуманистической сатирической комедии и «Вольпоне» Джонсона; влияние Джонсона на английскую драматургию XVII–XVIII вв. «Чувствительная» драма Хейвуда и Деккера. Бытовая сатира в творчестве Флетчера и Бомонта.

Творчество Шекспира. Народная мифопоэтическая и натурфилософская основа его творчества; образ мироздания; «Великая цепь бытия»; космизм конфликтов. Влияние на Шекспира средневековой театральной и драматургической практики; ее синтез с практикой ренессансного театра; усвоение Шекспиром гуманистического круга идей и их место в его творчестве. Жанровое своеобразие и сюжетные источники шекспировских пьес; многосоставность и динамика шекспировских характеров. Шекспировский полифонизм; синтез трагического и комического, высокого и низкого; мировоззренческий смысл буффонно-шутовского начала; богатство образных средств и проблема ренессансного, маньеристского и барочного стилей в творчестве Шекспира.
Периодизация творчества Шекспира.
Первый период. Мифопоэтическая картина мира в «Сонетах»; время и вечность; петраркизм и неоплатонизм; образы Друга и Смуглой леди; образ лирического героя.
Драматургия первого периода. «Кровавая трагедия». «Ричард III» и проблема зла в творчестве Шекспира. Исторические хроники; проблема воспитания идеального государя в «Генрихе IV»; Фальстаф и «фальстафовский фон». Игра судьбы и случая как основа коллизий в любовных комедиях Шекспира; карнавально-праздничная стихия и фарсовые ситуации в комедиях; образы шутов. «Двенадцатая ночь». Проблематика «Венецианского купца». Разрешение трагического конфликта в «Ромео и Джульетте». Победа гармонии над хаосом в ранних пьесах Шекспира.
Драматургия второго периода. Тематика и проблематика трагедий «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Столкновение идеала и наличной действительности; злая воля, роковая страсть или иллюзия персонажа как источник трагической коллизии. Человек и мироздание, вселенский характер трагической катастрофы. Проблема самоопределения героя; катастрофичность сюжетных развязок и умиротворенность финальных эпилогов; восстановление изначального блага миропорядка.
Драматургия третьего периода. Столкновение сил добра и зла в трагикомедиях и его разрешение; легендарная атмосфера в трагикомедиях и ее функция; «маски» персонажей; близость поздних пьес Шекспира к моралите.
Место Шекспира в мировой драматургии и судьба его наследия в культуре Нового времени.



Литература к курсу

  © Кафедра истории зарубежной литературы. 2004