Программы курсов
  Рок-поэзия
   
Библиотека
Кафедра
Лица
Учеба
Наука
Обратная cвязь
 
   
 

О. Ю. Панова
Рок-поэзия и категории альтернативной и массовой культуры

Факультативный спецкурс под руководством О. Ю. Пановой.



Семинар работает на филологическом факультете МГУ c 1996 года. Его официальное название — "Рок-поэзия и категории альтернативной и массовой культуры". Вторая часть названия — "категории альтернативной и массовой культуры" — отражает стремление познакомиться с новыми формами культуры, возникшими в 20 веке, осмыслить положение рок-поэзии в широкой панораме современной культуры и те отношения притяжения-отталкивания, которые существуют между альтернативой, суб- и контркультурой, андерграундом, масскультом. Первая часть названия — "рок-поэзия" — предполагает разговор об как об англоязычной, так и о русской рок-поэзии и особом качестве ее как точки пересечения нескольких культурных форм — массовой, альтернативной и книжной, литературной культуры.
Курс длится два семестра. В первом полугодии занятия носят более культурологический и историко-литературный характер. Мы говорим об истории жанра "поэзии напевного строя", о возникновении рок-поэзии и ее источниках. В центре нашего внимания в основном англоязычная рок-поэзия. Разумеется, мы не можем, да и не должны стремится к тому, чтобы охватить все, сколько-нибудь выдающиеся явления западного рока. Поэтому мы останавливаемся на нескольких избранных фигурах — лишь некоторых из тех, в чьем творчестве вербальный компонент оказывается важным, и чье влияние было особенно ощутимо в СССР в 1960-1990-х гг. Это "Битлз", "Роллинг Стоунз", Боб Дилан, Джим Моррисон, Марк Болан и некоторые другие. Список варьируется каждый год в зависимости от интересов и пожеланий аудитории. Мы обсуждаем складывание "мифологии" и практики альтернативной культурной модели, некоторые идеи и "учения", например, вождей психоделической эры Т. Маккенны, Т. Лири, битников, киберпанка. The Beatles  
Нам интересен духовный поиск в рамках альтернативы, создание "культурных икон", рок-пантеона, претворение альтернативного мифа в практику, что ярче всего выразилось в движении хиппи, в фестивале в Вудстоке.

Второе полугодие в основном посвящено отечественной рок-культуре. Мы стараемся понять, в чем своеобразие этого явления, разительно отличного от того, что происходило в 1960-1970-х в Америке и Британии. Среди источников русской рок-поэзии — и западные образцы, и бардовская песня, и устнопоэтическая фольклорная традиция - сельская и городская, и русская поэзия серебряного века, и даже советская песня и советская поэзия. Раскрывается динамика смены моделей — от субкультуры (70-е-первая половина 80-х) к контркультуре (конец 80-х) и массовой культуре (90-е). Интересно бывает наблюдать, как происходит сначала усвоение западной субкультурной "мифологии" и практики, а затем их мутация на новой, советской почве. Также много времени уделяется реконструкции культурной ситуации, той культурной среде, которая дала жизнь рок-поэзии.
  Майк Науменко Мы говорим о нашем недавнем прошлом (эпоха развитого социализма, брежневская эра, период застоя), о которой нынешнее поколение студентов знает больше понаслышке. Мы находим время и для анализа поэтической формы, и для разговора о некоторых крупнейших рок-поэтах. Конечно, поговорить обо всех текстах и персоналиях, появившихся за 30 лет существования нашего жанра, мы не можем — в поле внимания оказываются в первую очередь крупнейшие фигуры рок-мейнстрима а также те поэты, чье творчество особенно интересует аудиторию.
Следуя довольно условному, но технически удобному разделению, мы традиционно в начале беседуем о "западническом" крыле в рок-поэзии (Майк, Гребенщиков, Цой, Наутилус Помпилиус), а затем — о "почвенническом роке" (Башлачев, Кинчев, Летов, Калинов Мост).

Семинары проходят в форме свободного обсуждения, на каждом занятии выбираются "спикеры" — провоцирующие и направляющие дискуссию о том или ином поэте. Мы стараемся приглашать гостей — тех людей, которые создавали рок-культуру, стояли у ее истоков или занимались интерпретацией и созданием "вторичной мифологии" — писали в рок-самиздате, публиковали статьи и книги. Нашими постоянными гостями из года в год были (и, надеюсь, останутся) Илья Кормильцев, Марина Тимашева, Илья Смирнов, Олег Чилап.


Семинар имеет опыт сотрудничества с Тверским Государственным университетом, где уже несколько лет под руководством преподавателя университета Ю. Доманского работает рок-семинар и проводится ставшая традиционной конференция "Русскоязычная рок-поэзия: текст и контекст". По материалам конференции публикуются одноименные сборники статей. Участники нашего семинара много раз принимали участие в этих конференциях. В сборниках материалов конференций уже опубликован ряд их статей.


Семинар открыт для всех желающих. Мы рады новым слушателям, новым идеям, новым участникам.
© Кафедра истории зарубежной литературы. 2004